Youtube Twitter Вконтакте

8-495-6450707

Телецентр "Останкино"
ул. Академика Королева, д.12
E-mail: 6450707@bk.ru

music box 2

Гаймакова Б.Д. "Основы редактирования телепередач"

 Б.Д. ГАЙМАКОВА

ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ

(Москва, 2001)

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В творческой группе, которая готовит телевизионную передачу, редактору принадлежит одно из ведущих мест. Оно определяется прежде всего ответственностью за содержание и художественное качество материала.

Сегодня редактора в штатном расписании некоторых каналов называют по-разному. В частности, функции главного редактора выполняет продюсер. Он не только следит за идейно-художественным уровнем передачи, но и решает производственные, организационные и даже финансовые вопросы. Однако независимо от терминологии речь идет о сути редактирования на телевидении, о его роли в создании программ, кто бы эти функции ни выполнял. Поэтому в данном пособии будем пользоваться привычным словом «редактор».

Сфера редакторской деятельности на телевидении чрезвычайно широка. Функции редактора не ограничиваются чисто литературной работой. Телевидение как средство массовой информации требует от редактора определенных знаний и навыков, что связано со спецификой телевизионного производства, а также с особенностями воздействия телевидения на аудиторию. Особое значение приобретает труд редактора в документалистике.

Формирование творческой профессии редактора шло одновременно со становлением самого телевидения. И как телевидение, начав с подражания кино, радио, театру, пришло к осознанию своей специфики, так и редакторы, приняв на себя формально-традиционные обозначения апробированного рода деятельности, наполнили их иным, специфически конкретным содержанием.

К сожалению, и сегодня деятельность редактора нередко воспринимается традиционно — как проверка и исправление текста или хуже того, как цензорская работа, которая, кстати, сыграла свою роль в негативном отношении к профессии редактора на телевидении. Между тем этот вид деятельности, присущие ему вполне самостоятельные качества зачастую выводят редактора в лидеры творческого процесса по созданию телепрограмм.

Работа телевизионного редактора начинается задолго до того, как зритель увидит передачу на экране. Он принимает участие в составлении телевизионного проекта, находит интересный материал, подбирает авторов, приглашает участников выступлений, учитывая при этом не только их литературную подготовку, но и определенные требования телевизионного экрана. И на последующих стадиях работы над программой редактор остается советчиком и помощником автора и режиссера. Таким образом, начиная от оценки литературного материала вплоть до записи или выхода передачи в эфир, редактор продолжает работать над ней. И нередко сам выступает в качестве ведущего, интервьюера, репортера (подобная практика особенно распространена в региональных телекомпаниях), что обязывает его повседневно совершенствовать журналистское мастерство.

И, наконец, есть еще один аспект редакторской деятельности на телевидении. Это постоянная «увязка» технических и творческих проблем. Редактору необходимо знать сложный комплекс средств художественного выражения: технические возможности камеры, электронные «спецэффекты», монтаж.

Редакторы телевидения практически не располагают методической литературой по своей профессии. В работах, посвященных информационно-аналитическому вещанию, проблемы редактирования, как правило, специально не рассматриваются.

Пособие состоит из двух частей. В первой определены цели и задачи редакторской деятельности, изложена общая методика редактирования, основы которой достаточно полно разработаны и систематизированы в трудах А.В. Западова, А.Э. Мильчина, Д.Э. Розенталя, Н.М. Сикорского, К.И. Былинского, доцента Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания М.П. Сенкевич и других авторов; выделено главное в процессе редактирования.

Во второй части рассматриваются особенности работы телевизионного редактора, подробно анализируются ее этапы, виды редактирования в зависимости от специфики материала. Здесь же идет речь о правке сценария как своеобразной формы литературного материала; характеризуются взаимоотношения автора и редактора в процессе подготовки телевизионной программы.

Поскольку редактирование в СМИ тесно связано с трудом журналиста, в работе частично затрагиваются проблемы журналистики.

Пособие рассчитано на слушателей ИПК работников ТВ и РВ, а также редакторов-практиков информационных и публицистических программ. Оно не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов, связанных с теорией и практикой редактирования телепрограмм. Автор ограничился рассмотрением лишь тех из них, которые, по его мнению, составляют основу редакторского труда.

Глава I ОБЩАЯ МЕТОДИКА РЕДАКТИРОВАНИЯ

Редактирование — понятие сложное и многогранное. Латинское redactus
буквально означает «приведенный в порядок». В печати, на радио и телевидении редактированием называют область общественно-литературной деятельности, связанную с подготовкой материала к публикации. Нередко в определении задач редактирования подчеркивается лишь одна сторона — правка текста. Бесспорно, правка представляет собой важнейший процесс в деятельности любого редактора, но далеко не исчерпывающий. Главной заботой редактора является всесторонний критический анализ содержания и формы произведения с целью его правильной оценки и усовершенствования. В этом смысле редактирование имеет богатые традиции, связанные с историей русской журналистики, с опытом писателей-классиков, с практикой работы СМИ в современном обществе.

Задача редактирования состоит в том, чтобы наиболее полно выявить общественную значимость произведения, добиваясь большей эффективности в деятельности печати, радиовещания, телевидения. Предметом редактирования на ТВ может быть самый разнообразный материал, начиная от текстов различных жанров до иллюстраций видеоряда. Хотя в каждом конкретном случае редактирование имеет свои особенности, можно выделить некоторые общие закономерности в работе над любым материалом. Редактирование включает политический или общественно значимый аспект. Редактирование предполагает критический подход к материалу, чтобы устранить имеющиеся в нем недостатки. Задача редактора — добиться максимального эффекта воздействия того материла, над которым он работает. Редактор несет полную ответственность за подготовленную к публикации или эфиру работу, поэтому его оценка может служить и окончательным «приговором». И в этом его отличие от критика-рецензента, который определяет достоинства и недостатки уже увидевшего свет произведения, помогает зрителю или читателю правильно оценить его, дает полезные советы автору для дальнейшей работы.

Выполняя информационную функцию, материалы СМИ должны быть доходчивыми, популярно изложенными, ибо адресуются разным слоям населения. В то же время поставленные проблемы должны освещаться глубоко, без упрощения, чтобы активизировать мысль. На практике это означает, что материал должен быть последовательно, логично изложен, приводимые факты — проверены, убедительны и ярки.

Работа редактора над языком произведения есть в то же время и работа над уточнением, усовершенствованием мысли. От профессиональной зрелости и мастерства редактора зависят качество материала, сила его воздействия. Профессия редактора — это одна из тех редких профессий, в которой одновременно сочетаются критик и знаток языка, стилист и педагог, организатор и художник. Редактор обязан совершенствовать свои знания в той области, которая составляет предметную сферу его деятельности. Специализация позволяет редактору профессионально разбираться в материале, а следовательно, и находить наибольшие возможности для повышения его эффективности.

Необходимо помнить, что при всем многообразии труд редактора главным образом — литературный. Редактором может быть только человек всесторонне образованный, владеющий законами логического мышления, знающий нормы литературного языка. Редакторская оценка — это взгляд на произведение со стороны, преследующий определенную цель: выверить работу автора масштабом истины. Поэтому не правы те, кто ставят знак равенства между редактором и цензором и под этим предлогом не желают принимать замечаний.

Редактор — лицо заинтересованное, причем ничуть не меньше, чем автор. Нередко уступая автору в знании конкретного материала, редактор имеет (должен иметь) более широкое представление о социальной ценности и актуальности произведения и вместе с тем объективное, беспристрастное суждение о нем.

Редактор должен знать весь производственно-технологический процесс, связанный с подготовкой и выпуском книги, газеты, радио- или телепередачи. Знание основ полиграфии или технических возможностей радио и телевидения поможет ему правильно использовать выразительные средства, которые усилят воздействие произведения.

Редактирование — процесс творческий, его во многом определяют индивидуальные особенности и вкусы редактора. Тем не менее в практике сложилась общая методика редактирования. Речь идет о системе наиболее распространенных и рациональных приемов, используемых в определенной последовательности.

 

Подготовительный этап

Началом редакторской деятельности принято считать подготовительный этап. Его можно охарактеризовать как организационно-творческий. Он включает в себя: определение тематической направленности, соответствующей профилю издательства, телеканала, радиостанции; рубрики, проекты, а также выбор автора и работу с ним по уточнению и корректировке задания.

Выбор темы определяется общественно-социальной значимостью, актуальностью, своевременностью ее освещения.

На этом же этапе (с учетом специфики печати, радио, телевидения) выбирают выразительные средства, с помощью которых проект или программа получат наиболее продуктивное и целесообразное воплощение. Участвуя в решении общих задач (к примеру, в избирательной кампании), различные средства массовой информации должны эффективно взаимодействовать, а не дублировать друг друга.

Редактор должен быть хорошо информирован и, принимая во внимание изменения в жизни общества (политические, экономические, социальные), проявлять «гибкость» в работе.

При подготовке новых проектов помимо заявок и предложений журналистов надо учитывать пожелания специалистов, мнения читателей, зрителей, слушателей, результаты рейтингов.

СМИ изменяются вместе с самой жизнью. Особенно это заметно на аудиовизуальных станциях и каналах, вещающих на миллионы людей. Диалогичность, интерактивные приемы, широко используемые на ТВ и РВ, «цифра», новое «окно» в мир — Интернет дают возможность оперативно доставлять информацию практически до каждого человека, воздействовать на его сознание, формировать образ мыслей. Но несмотря на все технические достижения главными остаются старые «средства доставки» новых сведений: слово в печати; слово и звук на радио; слово, звук и изображение на телевидении. И очень важно, чтобы свобода слова не превращалась во вседозволенность, чтобы в погоне за оригинальным решением, за формой не нарушались устоявшиеся нормы — языковые, этические, моральные.

К сожалению, часто приходится видеть, как талантливый журналист, выходя к микрофону, комментируя события или монтируя материал, не реализует своих возможностей — кому-то не хватает аргументированности, кого-то подводит неточность мысли. Здесь большую роль может (и должен) сыграть редактор.

И, наконец, на этапе подготовки того или иного материала очень важно выбрать жанр и форму его подачи, чтобы не мелькали на всех каналах только «говорящие головы» или стандартные ток-шоу.

Авторский актив, как правило, состоит из профессиональных журналистов и специалистов различных областей. Работа редактора имеет свои особенности в зависимости от того, кто является автором. Постоянно пишущий, например, собственный корреспондент, не нуждается в рекомендациях. Новичку же следует посоветовать сделать творческую заявку или представить расширенный план проекта. По тому, как он подойдет к решению темы, выбору художественно-выразительных средств, жанра, можно составить определенное представление о его возможностях.

При заказе статьи, текста радиопередачи, телевизионного сценария редактор должен точно определить задание, подробно обсудить с автором тему, ее трактовку, основные аргументации, возможный изобразительный или иллюстративный материал. Это облегчит последующую работу не только автору, но и самому редактору.

Творческую заявку чаще всего автор представляет по своей инициативе. В ней он в оптимальной для себя форме раскрывает вопросы, которые найдут отражение в будущем произведении. Заявка служит свидетельством глубокой заинтересованности автора в работе над выбранной темой. Если заявка не дает полного представления о будущем произведении, редактор предлагает автору составить развернутый сценарный план, в этом случае инициатива исходит от редакции. В плане должны быть точно сформулированы тема, цель работы, назван или представлен иллюстративный материал, указана последовательность изложения материала.

После того, как заявка одобрена, наступает период активного сотрудничества автора и редактора. Обсуждаются наиболее сложные вопросы, уточняются источники, места съемок, их участники, определяется наилучший вариант расположения материала (монтаж) с точки зрения максимально полного раскрытия темы. В случае необходимости редактор помогает автору связаться с архивами, библиотеками и другими организациями для получения требуемых материалов. В это время редактор просматривает отдельные части (фрагменты) литературного материала.

Можно сделать общий вывод: предварительная работа с автором — это прежде всего ориентация его в том, что ему предстоит сделать. Подготовительный период заканчивается для редактора с получением от автора рукописи. Наступает самый ответственный момент в работе редактора — собственное редактирование. В этом творческом процессе условно можно выделить две стороны: работа над содержанием (научное редактирование) и работа над композицией, языком и стилем (литературное редактирование). На телевидении и радио литературное редактирование должно проводиться с учетом их специфики (экран, эфирное звучание).

Редакторский анализ и правка текста

Работа над текстом проводится в определенной последовательности: сначала редакторский анализ, затем практическое воплощение его результатов.

Редакторский анализ представляет собой изучение произведения (передачи) и его всестороннюю характеристику, которые позволяют определить истинную ценность материала. Редакторский анализ есть критика, обращенная прежде всего к автору (поскольку произведение еще не опубликовано или не было в эфире), ее цель — выявить недостатки, имеющиеся в материале, а в конечном итоге умножить достоинства произведения, усовершенствовать его с учетом специфики печати, возможностей теле- или радиовещания.

На первоначальной стадии редактор выступает как критик, как рецензент. Всегда помня о том, что его критика направлена на улучшение произведения, он несет полную ответственность за все высказанные замечания. Здесь ему нужна широта взглядов, понимание главного и существенного в произведении, отданном ему на суд. Его суждения должны быть точными, доказательными, свободными от какого бы то ни было субъективизма, вкусовщины.

Редактор должен исходить из того, что автор, даже если он не профессионал и не обладает литературным опытом, досконально изучил тему, продумал способ изложения материала, прочувствовал написанное. Нельзя не предостеречь редактора от навязывания автору своей точки зрения, от бесцеремонного вмешательства в содержание и стиль произведения. Конфликт между редактором и автором исключен тогда, когда они понимают друг друга, когда автор осознает разумность и основательность замечаний редактора, а редактор умеет тактично их обосновать. Однако уважительное отношение к автору не означает снижения требовательности к материалу, отсутствие принципиальности в его оценке. Достоинство произведения — вот единственный критерий, позволяющий редактору судить о том, увидит ли оно свет.

В практическом редактировании, то есть конкретном воплощении результатов редакторского анализа, обычно применяется выработанная опытом система правки. Видный специалист по литературному редактированию профессор К.И. Былинский выделил четыре основные вида:

-
правку-вычитку;

-
правку-сокращение;

-
правку-обработку;

-
правку-переделку.

Редактор должен хорошо знать назначение каждой правки. Правка-вычитка наиболее проста для редактора. Ее назначение — устранение мелких погрешностей в тексте.

Если материал растянут, загроможден лишними подробностями, повторами, используется правка-сокращение. Ее задача состоит в том, чтобы добиться четкости и возможной краткости в изложении.

Правка-обработка включает в себя весь комплекс действий редактора: улучшение композиции, проверку фактических данных, совершенствование языка и стиля. Этот вид правки применяется наиболее часто.

Правка-переделка обычно применяется в случае, если автор обладает ценными специальными знаниями, но не владеет навыками литературного труда.

Редактор должен определить для себя границы исправлений и стремиться к тому, чтобы ограничиться только неизбежными заменами, сокращениями, вставками. Смысл редактирования не в том, чтобы навязать автору свой стиль и манеру письма, свои принципы и понятия, а в том, чтобы осмыслить общую позицию автора, составить свое мнение о произведении, добиться максимального его улучшения. «Истинный вкус, — писал А.С. Пушкин, — состоит не в безотчетном отвержении такого-то оборота, но в чувстве соразмеренности и сообразности».

Работая над текстом, редактор должен строго придерживаться правила: исправить в рукописи все, что должно быть исправлено, но попытаться сделать это рукой автора, убедив его в необходимости правки.

Это лучший способ сохранить индивидуальность, самобытность, неповторимость произведения.

В практике, к сожалению, встречаются случаи, когда для ускорения дела или по иным соображениям редактор сам переписывает материал за автора. Такая «правка» текста приводит к тому, что в газете, на радио или телевидении плодятся стандартные, сделанные по одному образцу материалы.

При необходимости редактор может рекомендовать автору-специалисту соавторство опытного журналиста. Такая форма получила название литературной записи. На радио и телевидении в подобных случаях целесообразно использовать метод интервью, позволяющий журналисту оказать помощь и поддержку специалисту. Оба эти метода помогают избежать шаблона, документальность выступления при этом не нарушается.

На телевидении большое значение имеет предварительная работа редактора с автором, выступающим в кадре.

Уже в процессе анализа материала редактор, заботясь о соответствии содержания теме, о смысловой последовательности изложения, соразмерности частей, о допустимых отступлениях от хронологии, намечает необходимые изменения в его композиции. В дальнейшей работе можно условно выделить следующие моменты: проверку фактического материала, литературную правку текста, выбор заголовка(названия передачи, программы).

Все поправки, внесенные в рукопись, должны быть обязательно согласованы с автором.

Работа над композицией

При работе над композицией редактор руководствуется правилом соразмерности, определяя, соответствует ли данный материал теме, шире или уже ее. Причиной первого чаще всего бывает включение в текст близких по теме материалов или множества примеров, а второго — нехватка материала, недостаточная общая разработанность темы. Работая над композицией, редактор решает три задачи. Во-первых, добивается такого расположения материала, при котором тема освещается наиболее полно. Во-вторых, стремится к логической выстроенности материала, при которой одна смысловая часть получает естественное продолжение в другой — во всем произведении выдерживается принцип системности изложения фактов и сведений. Третья задача связана с поиском структуры, которая позволила бы добиться максимального эмоционально-художественного воздействия на аудиторию. Редактор должен помнить, что характер и способы расположения материала зависят от формы произведения. В информационных и публицистических жанрах композиция определяется прежде всего логикой развития темы. В художественных видах композицией управляют законы развития сюжета.

Выстраивая материал, следует учитывать его адресную направленность, аудиторию: это могут быть взрослые, дети, старики.

Проверка фактического материала

Фактический материал составляет основу концепции автора и в значительной степени предопределяет убедительность произведения, его выразительность и доступность. Нельзя не вспомнить совет А.М. Горького начинающим литераторам: «идеи создаются на земле… материалом для них служит наблюдение, сравнение, изучение — в конце концов: факты, факты!» (Горький М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 3. С. 325).

Начиная редактирование материала, надо определить, насколько верен сам принцип отбора фактов, взяты ли они в их целом, в их связи. Необходимо также оценить правильность выбора фактов с точки зрения научности, точности и т.д. Известно, что всякая недостоверность или неточность обесценивают произведение, подрывают доверие к нему.

Практика выработала ряд целесообразных, надежных приемов проверки фактического материала. Один из самых распространенных – внутритекстовое соотнесение, сочетание приемов проверки, подсчета и т. д. Можно также назвать уточнение терминов, особенно переводных, проверку источников, цитат. Большой осторожности требует обращение с цифрами, особенно на радио и телевидении. Как правило, большое количество цифр перегружает текст, затрудняет его усвоение. Стоит оставлять лишь данные, которые характеризуют не частности, а общие тенденции, закономерности.

В круг обязанностей редактора входит также проверка правильного и уместного использования цитат. Нередко к цитированию прибегают без особой на то необходимости, более того, в цитате повторяют высказанную ранее мысль. Цитату часто обрывают произвольно — там, где кончаются слова, которые согласуются с позицией цитирующего. Бывает, что мысль, высказанную по одному поводу, приводят, относя к другому, или цитату, связанную с конкретным фактом, с определенной ситуацией, эпохой, предлагают как универсальную. И, наконец, приводимые слова просто вырывают из контекста, искажая их смысл. Поэтому редактору важно не только проверить цитату, но и проанализировать контекст. Цитата хороша тогда, когда она содержит логически законченную мысль, выраженную в лаконичной форме. Опускать одно или несколько слов допустимо лишь в том случае, если это не искажает смысла источника.

Литературная обработка текста

Литературная обработка материала ведется в ходе всего процесса редактирования.

Язык и стиль средств массовой коммуникации определяются той ролью, которую они играют в обществе. Это должны быть правдивые, простые и ясные выражения, рассчитанные на широкие слои населения, с конкретными и понятными формулировками.

Литературную правку редактор обычно начинает с определения общей задачи произведения, его жанра, стилистических особенностей. Основными приемами, которыми он пользуется, являются: замена неудачного или неточного словосочетания; проверка согласования членов предложения, особенно если согласуемые слова удалены друг от друга; соотнесение управляющего слова с каждым из управляемых; упрощение сложных синтаксических конструкций; устранение многословия, канцелярских оборотов и штампов, повторов и т. д.

Внося стилистическую правку, редактор должен разумно пользоваться правилами и рекомендациями нормативной стилистики. Живая связь литературного языка с образным строем народной речи обогащает и одухотворяет его. Художественное слово вызывает бесчисленное множество ассоциаций, представлений и не всегда подчиняется нормам и требованиям грамматики. Однако средства выразительности, образности языка следует использовать дифференцированно, в зависимости от жанра, цели и назначения произведения. Анализируя текст, редактор должен отличать неграмотные или неправильные обороты от необычных, но вполне допустимых, присущих этому автору. Приглаженные и выровненные фразы «скользят» по поверхности, не затрагивая ума и чувств аудитории.

А.М. Горький советовал молодым литераторам: надо учиться «экономии и точности языка, освобождению, очищению его от неудачных провинциализмов, местных речений, а также и словесных фокусов, сочиняемых молодежью из побуждений, должно быть «эстетических»… Точность и сжатость языка, это — прежде всего, и только при соблюдении этого условия, возможно, создать выпуклый, почти физически ощутимый образ» (Горький М. Т. 3. С. 269-270). Эти требования являются нормой и для редакторов, работающих в электронных СМИ, где используется устная форма речи. Речь, воспринимаемая на слух, имеет больше преград для точного, адекватного восприятия.

Таким образом, максимальная смысловая точность языка и проникновение в особенности индивидуального стиля автора — две стороны одного процесса, называемого литературным редактированием.

Выбор названия

Поскольку заглавие необходимый элемент литературного произведения, который органически связан с текстом, в его выборе и уточнении вместе с автором принимает участие редактор. Выражая содержание и идею произведения, название способно привлекать или оставлять равнодушными к теме читателей или зрителей. Точность и простота, краткость и оригинальность играют не последнюю роль в этом выборе. Заглавие должно как можно точнее передавать проблематику, идею произведения, то есть отвечать его внутреннему содержанию.

Вместе с тем название в немалой степени рекламирует произведение и привлекает аудиторию. Важно соблюдать ряд требований, выполнение которых помогает усилить служебные функции заголовка. Все слова, входящие в него, должны нести смысловую нагрузку, однозначно выражать содержание понятий. Опыт показал, что употребление в названии сложных конструкций нежелательно — значимые слова в них, как правило, удалены друг от друга, и это ослабляет их смысловую связь.

В практике телевидения и радио редактору часто приходится иметь дело с программами, в которые входят разножанровые эпизоды (информационные программы, «Итоги», радиопрограмма «Отражение» и т. д.). Такие материалы обычно идут без названия, ведущий обозначает лишь жанр и фамилию автора или корреспондента. Но даже в этом случае автору и редактору целесообразно дать каждому материалу «служебный заголовок». Это поможет точнее организовать небольшой сюжет, уточнить и ограничить тему.

 

Итак, редактирование в собственном смысле этого слова завершено. На следующей стадии в работу включаются многие службы, участвующие в издании книги, газетной или журнальной статьи, в подготовке к эфиру телевизионной или радиопередачи. Производственный этап носит специфический характер и зависит от особенностей технологического процесса в различных видах СМИ.

ВЫВОДЫ

Редактирование представляет собой всесторонний критический анализ содержания и формы произведения с целью его правильной оценки и усовершенствования.

Редактирование помогает добиваться высокого профессионализма материалов печати, радио, телевидения.

Уровень общей культуры, специализация, литературный опыт, художественный вкус — необходимые требования к редактору.

Общая методика редактирования — это система наиболее распространенных приемов, используемых в определенной последовательности: подготовительный этап, редакторский, производственный.

Редактор может приступить к правке текста только после обстоятельного знакомства с ним. Он обязан соблюдать границы допустимого вмешательства в авторский материал, стремясь сохранить индивидуальность автора.

Всю правку редактор обязан согласовывать с автором.

***

После того, как теоретический материал будет усвоен, слушатель приступает к выполнению задания, в котором ставится ряд вопросов.

Задание 1

Подберите в прессе две статьи на одну и ту же тему.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какая из предложенных статей Вам больше понравилась? Почему?

2. Перечислите достоинства обеих статей.

3. Какие недостатки Вы обнаружили?

4. Ваши предложения по улучшению ее (их).

Задание 2

Подберите в газете или журнале статью-рецензию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Соответствует ли данная статья жанру рецензии? Аргументируйте свое мнение.

2. Определите особенности публицистического освещения темы.

3. Проанализируйте язык и стиль статьи.

Задание 3

Подберите статью-комментарий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные требования, предъявляемые к жанру комментария.

2. Соблюдены ли они в предложенном материале?

3. Проанализируйте, присутствует ли новизна в освещении темы.

4. Проанализируйте язык и стиль статьи.

Задание 4

Подберите газетный литературный материал, например, очерк.

Вопросы для самоконтроля:

1. Проанализируйте, раскрыта ли тема в данной статье, удачна ли композиция.

2. Предложите Ваш вариант.

3. Проанализируйте язык и стиль очерка.

Задание 5

Подберите несколько газетных литературных материалов любого жанра, имеющих яркий заголовок.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите, насколько удачен выбор заголовка.

2. Предложите свой вариант.

3. Сделайте литературную правку текста.

Глава II ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ

Организационно-творческий этап

Рассмотрев общую методику редактирования, знание которой необходимо каждому редактору, остановимся на особенностях редактирования телевизионной передачи, то есть материала, отличающегося от книги или газетной статьи, в которых редактор имеет дело только с текстом.

Телевизионному редактору приходится работать не только с текстовым материалом, но еще и с видеорядом, добиваясь необходимого сочетания слова и изображения. Это обстоятельство требует от него знакомства с основами телережиссуры, а также с техническими возможностями телевидения.

Объем организационной работы на всех этапах подготовки телевизионной передачи значительно больше, чем при подготовке к публикации книги или газетной статьи, и включает в себя комплекс разнообразных действий: выбор автора, отбор объектов показа, договоренность с организациями или учреждениями, которые будут показаны в передаче, подбор изобразительного материала, поиск участников и т. п. Как видим, функции редактора на телевидении несколько видоизменяются и усложняются. Вот почему деятельность телевизионного редактора определяют как литературно-организаторскую. Но не подменяет ли телевизионный редактор режиссера, оператора, художника, администратора?

Такой вопрос только на первый взгляд может показаться правомерным. Качество передачи зависит от того, насколько хорошо каждый участник творческого коллектива (команды) выполняет свое дело. Редактор здесь выступает как лицо, которое организует, направляет и сводит воедино работу всех участников коллектива в интересах достижения общей цели — высокого профессионального уровня передачи и поэтому в полной мере несет ответственность за нее.

Это важно в документальном телевидении, особенно в прямом эфире, где редактор имеет дело с «неподготовленным», незафиксированным словом и где главное — раскрыть тему, правильно выявить смысл передачи. Разумеется, в художественном вещании роль редактора не менее ответственна, однако здесь функции руководителя творческой группы принадлежат, как правило, режиссеру-постановщику.

Таким образом, важность и ответственность задач редактора на телевидении ставит его перед необходимостью не только владеть мастерством редактирования, но и профессионально разбираться в вопросах телевизионной драматургии, основах ораторского искусства, знать технологию подготовки передачи, умело выбирать и использовать изобразительно-выразительные средства экрана. Немаловажное требование к телевизионному редактору — умение устанавливать контакт с людьми. Поскольку организационная часть занимает значительное место в его деятельности, своевременная и четко проведенная подготовительная работа на всех этапах положительно сказывается на качестве передачи.

Организационная работа особенно существенна в оперативных передачах и массовых программах: трансляциях, праздничных вечерах, конкурсах, ток-шоу и др. Здесь необходимо верно отобрать участников, познакомиться с ними, узнать (насколько возможно) их характеры, особенности, расположить к себе, объяснить общее задание и конкретную задачу каждого из них.

В связи с тем, что редактору на телевидении приходится решать самые разные задачи, количество этапов его работы значительно увеличивается. Причем стадии, общеобязательные при редактировании любого материала, в условиях телевидения отличаются некоторыми особенностями. Остановимся на них.

Подготовительный этап для телевизионного редактора начинается с разработки темы. Отбирается материал, наиболее продуктивный для телевидения, то есть такой, который позволяет максимально использовать преимущества телевидения, его возможности и специфику. При этом редактор руководствуется несколькими позициями.

Во-первых, особыми свойствами телевидения: зрелищностью, «эффектом присутствия», оперативностью, одновременным охватом многомиллионной аудитории.

Во-вторых, взаимодействием телевидения с другими средствами массовой информации.

В-третьих, спецификой телевизионного показа. Одноразовость передач (в отличие от газеты, к которой читатель может вернуться не один раз) уменьшает возможность эффективного восприятия. Компенсацией этого в документальной телевизионной передаче должны быть ясность изложения, четкая организация материала, аргументированность и подкрепление слова убедительным зрительным рядом.

В-четвертых, постоянством аудитории, возможностью систематически общаться с ней (постоянное место передач в сетке вещания, рубрики, серии, циклы).

В-пятых, разнообразием телевизионной аудитории, включающей в себя зрителей всех возрастов, всех уровней образования, всех социальных и профессиональных групп.

Редактор рассматривает заявки, предложения, проекты журналистов, собственных и внештатных корреспондентов, представителей творческих союзов, специалистов. На этом же этапе выбираются выразительные средства, позволяющие наилучшим образом донести тему до зрителя.

За десять лет была разрушена государственная монопольная система телерадиовещания. Это привело к созданию большого числа негосударственных теле- и радиокомпаний. Поэтому сегодня важно избегать дублирования не только между разными средствами массовой информации (печать, радио, телевидение), но и внутри отрасли (например, в телевидении между РТР, ОРТ, НТВ, ТВЦ, ТВ6, кабельным телевидением и т. д.). А для этого необходимо, чтобы у каждого канала было «свое лицо», то есть информационные, аналитические и художественные программы имели свои рубрики, своих ведущих, использовали формы и жанры, отличающиеся от других.

Раньше других это поняли создатели канала ТВ6, который быстро обрел свою устойчивую молодежную аудиторию. Что касается других каналов, то пока с большей или меньшей степенью ясности можно говорить о РТР: он должен проводить государственную политику по всем вопросам и проблемам, которыми живет страна. К сожалению, и здесь не все удается. С канала на канал «кочуют» рубрики и переходят журналисты…

Для того чтобы проводить свою программную политику, целесообразно выделить крупные составные элементы: рубрики, циклы, серии, блоки.

Рубрика объединяет передачи либо по тематическому принципу, либо по цели: «До шестнадцати и старше» (ОРТ), «Времечко» (ТВЦ), «Герой дня», «Совершенно секретно» (НТВ), «После новостей» («Культура»), «Скандалы недели» (ТВ6). Передачи, входящие в общую рубрику, могут отличаться друг от друга по жанру, форме, степени оперативности. Объединяя тематически однородный материал, рубрика способствует выстроенности программы и позволяет зрителю быстрее ориентироваться в многообразии вещательного дня. Наконец, рубрики организуют и направляют зрителя, помогают ему глубже разобраться в передачах, понять их смысл и назначение. Однако нередко передачи одного содержания объединяются в разные рубрики, а это дезориентирует зрителя. Поэтому при подготовке рубрики необходимо выдерживать принцип тематической унификации, давать ей точный и ясный заголовок.

Другой важный составной элемент программы — циклы. Как правило, в цикл входят передачи одного жанра, чаще всего их ведет один и тот же автор, в нем выступают одни и те же участники. Соединение в цикле тематически разнородных материалов помогает наиболее полно, логически последовательно решить поставленную задачу. В форме цикла построены передачи: «Мужчина и женщина» (РТР), «Смехопанорама Евгения Петросяна» (ОРТ), «Профессия — репортер» (НТВ). Преимущество цикла в том, что он дает возможность систематично и всесторонне исследовать выбранную проблему.

В практике телевидения получили распространение программные блоки, позволяющие редакции координировать и сочетать различные передачи в зависимости от состава аудитории в течение вещательного дня: утренние, вечерние блоки («Доброе утро» ОРТ; «Доброе утро, Россия» РТР; «Деловая Московия», Московия; «Времечко» ТВЦ). Блоковая структура представляет несомненный интерес в условиях одновременного функционирования множества каналов, когда даже рубрики не могут достаточно четко ориентировать зрителя. Блок обладает рядом преимуществ. Это программа в программе, адресованная обычно определенной части зрителей, отличается свободным, не регламентированным построением, разнообразием тем, жанров и форм.

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти