Youtube Twitter Вконтакте

8-495-6450707

Телецентр "Останкино"
ул. Академика Королева, д.12
E-mail: 6450707@bk.ru

music box 2

Маркова В.В. "Практикум по курсу "Стилистика и литературное редактирование"

 Маркова В.В. Практикум по курсу «Стилистика и литературное редактирование». Часть I. Тюмень, 2006.

           

Аннотация: Практикум является приложением к нашему учебно-методическому пособию по курсу «Стилистика и литературное редактирование». Первая часть практикума соответствует Разделу I в этом пособии. Упражнения расположены в соответствии с планами практических занятий. Примеры для упражнений взяты из сборников, рекомендованных Министерством образования РФ в качестве учебных пособий, а также из центральных изданий («Труд», «Аргументы и факты») и газет Тюменской области («Университет и регион», «Ямская слобода», «Заводоуковские ведомости», «Тюменский эфир» и др.)

           

СОДЕРЖАНИЕ

           

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8

Список использованной литературы

 

Практическое занятие № 1

 

Лексическая стилистика. Работа редактора над лексикой рукописи

 

Упражнение 1. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости. Укажите случаи неверного словоупотребления. Исправьте предложения, используя толковые словари.

 

1. То, что Газпром крупнейшее акционерное общество, – аксиома, не требующая доказательств. 2. Свидетели подтвердили алиби задержанного – он защищался от нападения, и поэтому нанес телесные повреждения нападавшему. 3. Я уже два раза был на этом вернисаже. 4. Дуэт гонщиков из России и Франции шел во главе пелетона. 5. Преступники были шокированы, когда увидели милицию. 6. Центр социальной защиты населения с благодарностью примет игрушки, одежду, канцтовары, продукты для детей из малогабаритных семей. 7. Начальник ГОВД Сергей Иванович Сидаш от лица руководства и личного состава выразил слова признательности руководителям предприятий и учреждений города за всестороннюю помощь и содействие в вопросах материально-технического обеспечения Отдела. 8. Государственная инспекция департамента образования округа хорошо оценила организацию питания няганских школьников. 9. Глазьев не согласился с позицией ПРР, написал заявление об уходе из партии и даже вгорячах назвал решение о создании партии «Родина» актом «самоубийства». 10. Расширяются серьезные разногласия по поводу заниженного курса доллара к евро и недовольство в связи с участившимися решениями судов США о наложении многомиллионных штрафов на фирмы ФРГ. 11. В магазине «Сириус» самые дешевые цены. 12. Торгуют на рынках нашей великой и необъятной вьетнамцы, китайцы, корейцы – бывшие наши коллеги по социалистическому лагерю. 13. Для лечения необходимо не слушать соседок, а обратиться на прием к дерматологу. 14. В номинации «Региональное радио» пьедестал почета достался Андрею Михину за радиофильм «Век ушедший. Живые голоса истории» ТРК «Самотлор». 15. Уже несколько десятилетий эта ситуация сохраняется и укрепляется. 16. Наш округ по социально-экономическому развитию находится где-то на третьем месте.

 

Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с явлением речевой избыточности или речевой недостаточности.

 

1. Падение рубля было предопределено заранее. 2. А до этого он окончил обычную, рядовую школу в Тюмени. 3. А в руках у девочки был очень огромный воздушный шарик. 4. Возможно, именно так они вымещают всю свою злую обиду на родителей. 5. Людмила Бочанова, мать юноши, заявила о своем несогласии с полученной экспертизой. 6. А чтобы вытянуть его из убийственной ауры американских блокбастеров, и не путем запретов и табу, необходимо предложить альтернативу – хорошие российские фильмы. 7. Птенцы падают вниз на твердую землю. 8. Программа компьютера пока не умеет отличать склонение русских существительных по падежам. 9. Москва была заранее предупреждена о приближающемся циклоне. 10. После ее рождения на свет Масяню назвали лицом русского Интернета. 11. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 12. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластавтоматов.

 

Упражнение 3. Оцените случаи нарушения лексической сочетаемости в художественных произведениях. С какой целью писатели используют этот стилистический прием в каждом конкретном случае?

 

1. Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня перелистать (Вол.). 2. Я сам не люблю старичков-ворчунов И все-таки истово рад, Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград (Гал.). 3. Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (Булг.). 4. Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости - ему было 38 лет. 5. Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны. 6. Землю чуть тронула темная краска, и передовая звезда своевременно сигнализировала наступление ночи. 7. «Антилопа» снискала себе кислую славу, ее нужно перекрасить. 8. Комиссия, увешанная бородами, прибыла в артель «Реванш» на трех пролеточках. 9. В то время большинство мужчин выращивало на лице такие вот казенные, верноподданные волосяные приборы. 10. Выращена была особая порода казенной мебели. 11. На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина. 12. Козлевич против своей воли погрузился в пучину Уголовного кодекса, в мир главы третьей, назидательно говорящей о должностных преступлениях (И. и П.).

 

Упражнение 4. Оцените нарушение лексической (а в особых случаях и семантической, грамматической) сочетаемости в следующих предложениях, взятых из юмористических текстов, опубликованных в газетах.

 

1. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики. 2. Есть и еще одно объяснение столь урожайного счета на этом матче. 3. За много лет я ко всему привык и не таюсь, а горжусь своей нержавеющей молодостью. 4. Крыша набекрень встала, конечно, не у всех. 5. Нельзя сваливать всю вину на одних модельеров, есть и другие повара моды, вот с них-то и надо бы спросить. 6. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение. 7. Да, были когда-то мужчины! Не то, что нынешнее племя. Но не перевелись еще отдельные великолепные экземпляры мужчин и сегодня. 8. «Привет, дорогой!» – воскликнул он и, обняв нежданного гостя, нанес ему еще в соленые губы затяжной дружеский поцелуй. 9. Старая муха самоотверженно билась башкой о стекло. 10. Лавры первооткрывателей нам не грозят. 11. Новое платье короля ознаменовало переход от вечерних платьев к заочным. 12. В краеведческом музее города Новохромовска появились новые таблички: «Экспонаты руками не трогать. И ногами – тоже».

 

Упражнение 5. В приведенных предложениях найдите лексико-семантические ошибки. Укажите причины их возникновения. Исправьте предложения.

 

1. Он находился на Манежной площади и по воле случая оказался в эпицентре события. 2. Земля продаваться будет где-то по 700–800 долларов. 3. Каждый день тысячи рабочих минуют проходную каждого завода. 4. Закономерно вытекает определение, что производительность труда на определенных ступенях развития техники определяется определенными закономерностями. 5. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 7. В феврале продолжительность суток в Подмосковье возрастет на два часа. 8. В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство. 9. Комиссия отметила, что большинство времени уходило на предоставление излишних отчетов. 10. Заглавную роль в спектакле «Вишневый сад» сыграла Алла Демидова.

 

Практическое занятие № 2

 

Лексическая стилистика. Работа редактора над лексикой рукописи

 

Упражнение 1. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения, используя толковые словари.

 

1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 3. Сейчас судьи вынесут очки. 4. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине. 5. Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет. 6. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 7. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев. 8. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением. 9. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром. 10. Работник жилищно-коммунального хозяйства Бать весной отгрохал такую домовину, которая годится не только для стоянки автомобиля, но и для жилья. 11. Установлено, что ткачи седьмого корпуса используют брачные покрывала в качестве покрышек на станки. 12. Окна остались незастекленными, потому что снабженец не поехал к завхозу и не выбил у него все стекла, которые нужно, чтобы закончить работы. 13. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации... 14. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 15. Ребенок требует ухода матери.

 

Упражнение 2. Дополните предложения, выбирая из скобок наиболее удачный вариант. Мотивируйте выбор, объясняя значение каждого из паронимов. Обращайтесь к словарям паронимов и толковым словарям.

 

1. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особенное значение – особенную значимость – особенную значительность). 2. Люди простодушные принимают (желаемое – желательное) за действительное. 3. Автор брошюры не приводит никаких (оснований – обоснований) для своих выводов. 4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы – пометки). 5. Предложенное в статье решение кажется (проблемным – проблематичным – проблематическим). 6. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические – романтические – романтичные) истории. 7. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые (стилевые – стилистические) поправки. 8. Многим студентам нашей группы (представилась – предоставилась) возможность принять участие в диалектологической экспедиции. 9. Эти модели после (апробации – опробирования) переданы в серийное производство. 10. Он предъявил свое (командировочное – командированное) удостоверение.

 

Упражнение 3. Укажите ошибки, возникшие в результате неправильного употребления паронимов, синонимов и антонимов. Исправьте предложения.

 

1. Предполагаемые тогда запасы нефти и газа значили для страны скачок в развитии. 2. Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой. 3. Но условие его открытости – полная анонимность. 4. Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир. 5. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна. 6. Июльским днем прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место пожар. 7. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов – фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 8. Заглавная тема созданных писателем в эти годы произведений – борьба его народа за свободу и независимость. 9. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам. 10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

 

Упражнение 4. В приведенных предложениях обратите внимание на употребление канцеляризмов, речевых штампов, смешение стилей и т.д. Внесите исправления.

 

1. Желательно, чтобы за ребенком ухаживало одно лицо. 2. Я считаю, важным является то, что выращиванием и уборкой трав у нас многие годы занимаются постоянные лица. 3. В силу отсутствия инженерно-коммуникационных сооружений в данном микрорайоне застройка этой территории задерживается. 4. Со стороны отдельных сотрудников имеет место формальное отношение к своим обязанностям. 5. Постоянного внимания заслуживает вопрос о работе с родителями. 6. В целях решения задачи погашения задолженности по выплате зарплаты и пенсии необходимо решить вопрос о своевременном сборе налогов с предприятий и коммерческих структур. 7. Несмотря на большой недокомплект штатов и при наличии большого количества больных работники художественно-постановочной части с честью справляются с производственными заданиями на утренних репетициях и вечерних спектаклях. 8. Закон о перестройке школьного обучения был принят в целях дальнейшего улучшения качества воспитания подрастающего поколения. 9. На высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. 10. В настоящее время имеется в виду провести некоторые мероприятия по ряду вопросов, касающихся решения проблемы жилища будущего.

 

Упражнение 5. Выделите в приведенных предложениях лексику, имеющую ограниченную сферу распространения (термины, профессионализмы, жаргонизмы, просторечия). Подберите к ним общеупотребительные синонимы. Исправьте предложения.

 

1. Шурфы и скважины необходимо документировать. 2. Защитник Шульженко вышел на фланг и прострелил в штрафную. 3. Опережение движения по маршруту с повышенной, относительно заданной, средней скоростью пенальтизируется. 4. Заказы шли клево, и мы вкалывали на славу, чтобы оправдать поездку. 5. Ни агарчайса можит исщо павизет. 6. Этот кран был запущен всего месяц назад, но крановщики уже успели ему свернуть вязы. 7. В силу быстрого гниения фруктов их необходимо часто перетаривать. 8. Он прикинулся батоном и пробовал залупаться, но получил по рогам и припух. 9. Спортсмен всю зиму готовил новую произвольную программу и сейчас впервые обкатал ее перед зрителями. 10. Капитаны заначили пайку на берегу, спустили барыгам военное барахлишко, одели матросов в локш, а ксивы выправили на первый срок, чтоб не записали промота.

 

Упражнение 6. Исправьте ошибки, возникшие из-за неправильного употребления фразеологизмов. Укажите механизмы появления этих ошибок.

 

1. Мы опоздали на самолет. Но у любой медали есть обратная сторона: мы сели на поезд, и за разговорами не заметили, как доехали до места. 2. Ну и в конце я подведу резюме. 3. Пообещал выплатить все долги – и выплатил, пообещал построить пекарню и диспетчерскую – и построил, пообещал купить новую технику – и купил, пообещал благоустроить территорию – и благоустроил… В общем, человек он слова. 4. А результаты превзошли самые оптимистические наши пожелания. 5. Программа оптимизации сыграла очень большое значение для дальнейшего развития предприятия. 6. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. 7. Однако сбрасывать это обстоятельство со счета еще преждевременно. 8. Мне предстояла встреча с ребятами 16–18-летнего возраста, которые заканчивают среднее образование. 9. Они давно потерпели инфляцию. 10. Голубеву за подвиг, проявленный при защите ленинградского неба, присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Практическое занятие № 3

 

Грамматическая стилистика.

Редакторская оценка использования форм частей речи

 

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Укажите основания выбора (нормативность, стилистический вариант) соответствующей формы.

 

1. Когда актёр снял огромные круглые очки и надел небольш.. пенсне в золотой оправе, лицо его словно преобразилось. 2. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск.. кофе. 3. Поздн.. барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 4. В качестве вспомогательного языка эсперанто был.. создан.. свыше семидесяти лет назад. 5. На портрете красуется молодая женщина, на плечи её накинут.. пушист.. боа. 6. Дв.. колибри, севшие на ветку, привлекли внимание орнитолога. 7. Сочи расположен.. на побережье Чёрного моря, южнее его находится солнечн.. Сухуми. 8. «Юманите» обратил..сь с призывом к французам принять активное участие в избирательной кампании. 9. Гороно разослал.. по школам тексты экзаменационных сочинений. 10. Шимпанзе кормил.. детеныша.

 

Упражнение 2. Поставьте следующие существительные в форму именительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты, объясните их употребление.

 

Архитектор, бухгалтер, вахтер, жернов, инструктор, колокол, приговор, профессор, редактор, фельдшер, шофер, штурман.

 

Упражнение 3. Поставьте следующие существительные в форму родительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистическое различие между ними.

 

Амперы, апельсины, баклажаны, гектары, граммы, гусары, мандарины, носки, осетины, партизаны, рельсы, сапоги, свадьбы, солдаты, туфли, усадьбы, цапли, чулки, яблоки.

 

Упражнение 4. Раскройте скобки. Объясните выбор формы имен и фамилий.

 

1. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 2. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 3. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы. 4. Перу профессора (Петр Черных) принадлежит ряд работ по истории русского языка. 5. В библиотеке есть произведения (Генрих Манн). 6. Фильм создан (Григорий Чухрай). 7. Я люблю песни композитора (Майборода).8.  На днях состоится вечер, посвященный творчеству (Жан-Жак Руссо). 9. В архиве можно найти неопубликованные письма (Жюль Верн). 10. Похождения итальянского авантюриста (Казанова) послужили сюжетом для одного из кинофильмов. 11. Большим успехом пользовались гастроли грузинского иллюзиониста (Шомотава). 12. Мария и Рейнгольд (Эстрем) спасли группу русских военнопленных в период Второй мировой войны.

 

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор формы окончания.

 

1. Мне не хватило дух.. отказать мальчику в его просьбе. 2. Роль Фирса в «Вишневом сад..» играл известный актер. 3. В производственном совещании издательства приняли участие многие автор.. , редактор.. , корректор.. . 4. Отец и дочь Чарли и Джеральдина Чаплин.. представляют одну и ту же область киноискусства: оба киноактеры. 5. «Фигаро» отказал..сь поместить этот материал. 6. Я был этим летом в отпуск.. только две недели. 7. Вечером мы пойдем в гости к Кириленк.., это наши хорошие знакомые. 8. Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар.. . 9. В галантерейном магазине имеется большой выбор чул..к.. и нос..к.. . 10. На курсе учатся несколько якут.. и туркмен.. .

 

Упражнение 6. Установите, чем отличаются полные и краткие формы в следующих примерах. Распределите примеры по группам: 1) смысловое различие; 2) стилистическое различие.

 

 Юноша добр, юноша добрый. Дорожки ровны, дорожки ровные. Юбка узка, юбка узкая. Брат холост, брат холостой. Ноша тяжела, ноша тяжелая. Место занято, место занятое.

 

Упражнение 7. К сочетаниям двух существительных подберите, где это возможно, синонимичные сочетания с прилагательным-определением. Укажите смысловое и стилистическое различие двух вариантов.

 

Помощь брата, место для отдыха, поэзия Лермонтова, центр города, скорлупа от орехов, графин для воды, ледяные вершины, ледовый покров, лебединая песня, юношеские мечты.

 

Практическое занятие № 4

 

Грамматическая стилистика.

Редакторская оценка использования форм частей речи

 

Упражнение 1. Раскройте скобки, цифры пишите словами. Устраните неправильные формы. Выбор формы мотивируйте.

 

1. Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба – обе) сторонам живописной реки, привлекал много туристов. 2. Искусственный спутник Земли находился в космосе без малого (163 суток). 3. В этом городе я иногда провожу по (много – многу) дней. 4. Его рекорд составляет (9,2 секунд). 5. На ярмарке нами было продано (семь – семеро) поросят. 6. Семинарские занятия вели (два доцента – двое доцентов). 7. Библиотека института ежемесячно пополняется (300 – 400 книг). 8. Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. 9. Из 31 (участника – участников) соревнований особенно выделялись трое. 10. В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля.

 

Упражнение 2. Вместо точек вставьте слова всякий, каждый, любой. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.

 

1. Охотнику-следопыту знаком (...) куст, (...) тропка в дремучем лесу. 2. Хозяйка приветливо встречает гостей, для (…) находит доброе слово. 3. Дом-музей П.И. Чайковского в Клину нетрудно найти: (…) человек на станции укажет к нему дорогу. 4. Придётся задержаться здесь на некоторое время: осталось ещё много (…) дел. 5. На этом отрезке пути поезда останавливаются почти на (…) станции. 6. Поручение несложное, (…) из вас может его выполнить. 7. Мы вспоминаем эти места (…) раз, когда проезжаем здесь. 8. Экскурсия состоится при (...) погоде. 9. Наш новый знакомый производил впечатление человека рассеянного, без (…) сосредоточенности в чертах лица. 10.(...) на моём месте поступил бы точно так же.

 

Упражнение 3. К выделенным словам подберите суффиксы, образуя неопределенное местоимение. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.

 

1. Где же остальные вещи? Кто.. же взял их! 2. Товарищ обещал принести какую.. интересную книгу. 3. К сказанному можно ли ещё что.. добавить? 4. Если в гостях у нас бывает кто.. из университетских товарищей, мы непременно вспоминаем нашу жизнь в студенческие годы. 5. Певца попросили спеть на бис какую.., песню. 6. Вы можете в данном случае сделать больше, чем кто.. другой. 7. Часы остановились, в механизме что.. не в порядке. 8. Отстающему ученику будет помогать кто.. из товарищей. 9. Врач сказал, что попытается применить какой.. новый метод лечения. 10. Грузчику было трудно одному справиться с работой, и он стал звать кого.. на помощь.

 

Упражнение 4. Устраните ошибки, возникшие в результате немотивированного употребления местоимений. Объясните, почему ошибка возникла.

 

1. Группа сдала уже все зачеты и попросила проэкзаменовать их в первую очередь. 2. В отношении него у меня уже сложилось определенное впечатление. 3. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 4. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать. 5. Посоветуй мне, пожалуйста, хорошего врача, я не хочу обращаться к кому-либо. 6. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. 7. Больной попросил сестру налить себе воды. 8. Сразу же было видно, что брат моложе нее. 9. Заведующая обувной секцией, срочно пройдите к себе! 10. Отец умер, когда ему было шесть лет. 11. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете-многотиражке. 12. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

 

Упражнение 5. Раскройте скобки, меняя инфинитив на соответствующую глагольную форму. Укажите возможные синонимичные варианты, дайте их стилистическую оценку.

 

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) её составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск, но был полностью разгромлен. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) бельё. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он всё больше и больше (глохнуть), и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении. 15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

 

Упражнение 6. Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибок.

 

1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разми­наются и отмываются холодной водой от мезги. 4. Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения удара. 8. Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном свете. 9. Когда в следующий раз я очучусь в этих метах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.

 

Практическое занятие № 5

 

Грамматическая стилистика.

Работа редактора над синтаксическими конструкциями

 

Упражнение 1. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.

 

1. Во всем мире с лихачами-автомобилистами этот метод борьбы становится самым надежным. 2. В выборах имели право принимать участие только граждане республики. 3. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 4. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 5. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 6. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 7. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 8. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 9. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 10. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 11. Предварительный визит театралы совершили еще в мае, чтобы обсудить организационные вопросы с межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту при администрации города. 12. Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолет. 13. На этих лошадях скрылись преступники, следы от которых ведут в Ингушскую Республику. 14. Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности президента управлять страной по медицинским показателям.

 

Упражнение 2. Найдите ошибки на управление или согласование, объясните причины их возникновения. Исправьте предложения.

 

1. В ЗАО «Заря» состоялось отчетно-выборное собрание, на второе пришли 65 процентов акционеров. Откровенный разговор начала директор хозяйства Т.Н. Шаболина. Она отчиталась о проделанной работе за три года. 2. Захожу в аптеку. Посетителей, кроме меня, нет. Провизор разговаривает по телефону. Минут пятнадцать я слушаю рассказ о вечеринке в компании друзей провизора. 3. Согласно Положения о Государственном комитете Российской Федерации о статистике, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85, на Госкомстат России возложена еще одна обязанность. 4. Всего за период с 1.10.03 по 7.10.03 составлено 638 административных протокола. 5. Заголовок: Няганская городская больница: с заботой к пожилым людям. 6. В дальнейшем новая организация преобразуется в центр всесторонней помощи, в том числе медицинскую и психологическую. 7. Однажды ночью Гере попадает в руки коробка из-под принтера с 300 тысячью долларов! 8. Он работает по принципу радиорезонанса, т.е. специальный чип реагирует на частоту колебаний либо наркотиков, либо взрывчатки, а также указывает координаты нахождения вещества. 9. Произошло это вчера, в самом центре Москвы на празднике проводов зимы и встречи весны, который организовали для зарубежных коллег, работающих в столице, государственная радиокомпания «Голос России», вещающая на русском и 31 иностранном языке. 10. Он обратил внимание администрации города Тюмени на необходимость активизации вопроса пересмотра законов депутатами. 11. Если еще два года назад основным фактором распространения заболевания среди подростков был путь при употреблении наркотиков, то в последнее время вирус распространяется половым путем.

 

Упражнение 3. Найдите ошибки на управление. Назовите вид каждой ошибки. Исправьте предложения.

 

1. Проведена переаттестация аспирантов, тщательно пересмотрены программы кандидатского минимума, формы подготовки и руководства аспирантами. 2. Учащиеся средних школ оказывают взрослым большую помощь в уходе, выращивании и уборке урожая. 3. За больным был установлен хороший уход и содержание.  4. В ряде случаев недооценивают роли радиовещания в культурно-просветительной работе. 5. Даже в столь трудных условиях гонщики не теряли ни бодрость, ни надежду. 6. О том, как будет развиваться ситуация, никто не берется комментировать. 7. В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют. 8.  Кроме работы на заводе, Иван Николаевич знаменит еще как участник художественной самодеятельности. 9. Повесть «Степь» – это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры. 10. Другая задача словаря состоит в предупреждении от типичных, распространенных в речи ошибок. 11. Сенатор Люсс, переодетый под рабочего, выходит из аптеки. 12. Согласно приказа командования, войска заняли оборону. 13. Из толпы раздавались призывы о том, что надо сменить правительство. 14. Ему удалось заинтересовать и отвлечь ребят от дурных поступков.

 

Упражнение 4. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.

 

1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах. 3. Необходимо обратить внимание не только на знания стажеров, но и их практические навыки. 4. Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы. 5. Наши выпускники должны быть профессионалами высокого класса, знающими не только свою узкую специальность, но и обладающими хорошими знаниями основополагающих отраслей науки. 6. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека. 7. Статистические данные приведены в ряде газетных публикаций: статья, корреспонденция, очерк, заметка. 8. В этой стране средства производства: земля, ее недра, фабрики и заводы, шахты и рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи – принадлежат государству. 9. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 10. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. 11. Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям. 12. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику. 13. Мы не должны бояться трудностей, смело идти вперед, преодолевая все и всяческие трудности. 14. Эти сведения получены как из официальных, так и неофициальных источников. 15. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. 16. В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения. 17. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами. 18. Много кри­тических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. 19. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы. 20. В книге рассказывается также, какие допускаются удержания и вычеты из зарплаты и об оплате труда отдельных категорий работников.

 

Упражнение 5. Найдите ошибку в каждом предложении. Определите тип синтаксической ошибки, объясните причину возникновения и исправьте ее.

 

1. За эти два дня погибло 34 человека и пострадало 1103 гражданских лиц. 2. Объем продукции будет на 44 процента ниже – наихудший показатель за последние четверть века. 3. В южных районах республики сила толчков достигала пяти с половиной балла. 4. Одной из первых сюда устроились Леонид Микушин и Юлия Логинова. 5. ГТРК «Регион-Тюмень» не только выступало в роли генерального информационного спонсора этого мероприятия, но и чествовало победителей ценными подарками. 6. Как показал опрос, 61 процент американцев убеждены, что правительство скрывает информацию, которую люди должны знать. 7. Пять человек бросилось врассыпную. 8. Ряд выступавших сказал, что они не согласны с решением жюри. 9. В прошлом году переподготовку на учительских курсах прошли 51 человек. 10. Я и мои друзья, которые вам помогали, окажут вам помощь и на этот раз.

 

Практическое занятие № 6

 

Грамматическая стилистика.

Работа редактора над синтаксическими конструкциями

 

Упражнение 1. Исправьте ошибки в сложных предложениях.

 

1. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самоё себя. 2. Комиссия осмотрела общежитие, которому в своё время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 3. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. 4. На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость. 5. Инженер, который привёл этот факт, оказавшийся большим знатоком вопроса, привёл убедительные доводы в пользу своего утверждения. 6. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения. 7. Группа рабочих осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который ими смонтирован из новых материалов. 8. Ревизионная комиссия проверяет своевременность поступления средств, правильность их расходования по смете и не допускается ли перерасход по отдельным статьям расходной части сметы. 9. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 10.Издана повесть о школе, в центре которой стоит образ воспитателя, учителя.

 

Упражнение 2. Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибки.

 

1. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из критиков проекта не предложил. 4. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 5. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 6. На появляющиеся в многотиражке заметки, указывающие на непорядки, царящие в сварочном цеху, руководящие работники не обращают внимания. 7. В руках у режиссёра кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм». 8. Существовавшее до сих пор положение в области использования электровозов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта. 9. Председатель крестьянского кооператива сказал, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше сорока тонн. 10.Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.

 

Упражнение 3. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов.

 

1. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путём наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 2. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду. 3. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один приём на ходу станка. 4. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 5. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьёзной доработке. 7. Следовало бы конкретно указать, кто именно неправильно организовал строительные работы, где и когда принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление. 8. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 9. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача. 10. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 11. Забросив две шайбы в ворота нашей сборной, польскую команду просто не узнать.

 

Упражнение 4. Исправьте стилистически тексты.

 

1. Клуб наметил проведение широкой просветительной работы путём расширения библиотеки. 2. Завод не выполнил задания вследствие неполучения в срок необходимого сырья. 3. Непринятие надлежащих мер в условиях начинающихся заморозков не могло не привести к ухудшению роста подопытных растений. 4. Работу необходимо проводить в направлении выявления недостатков. 5. Администрация области уделяет много внимания развитию и использованию местных ресурсов для улучшения снабжения населения, для расширения и укрепления промышленной базы. 6. Принять такое решение его заставило непредставление ему квартиры вопреки договорённости с руководством завода. 7. Во исполнение вашего распоряжения мною было проведено обследование деятельности комбината бытового обслуживания, каковой оказался недоукомплектованным штатными единицами. 8. Необходимость усиления внимания изучению иностранных языков никем не оспаривается.

 

Упражнение 5. Выпишите из периодических изданий три примера на использование прямой речи. Укажите лексический состав и стилистическую функцию предложения, вводящего прямую речь.

 

Упражнение 6. Выпишите из периодических изданий три примера на использование несобственно-прямой речи. Укажите средства выражения и стилистическую функцию несобственно-прямой речи.

 

Практическое занятие № 7

 

Критерии редакторской оценки стилевой стороны рукописи

 

Упражнение 1. Укажите речевые штампы, канцеляризмы и другие недочеты в отрывке из статьи, напечатанной в «Уватских известиях» в 1987 году. Отредактируйте текст.

 

Бюро райкома КПСС потребовало от Н. А. Морозовой, О. М. Баранцевой, Л. М. Медведева устранения отмеченных недостатков, сосредоточения усилий на коренной перестройке партийной работы, на утверждении атмосферы творческого поиска, принципиальной критики и самокритики, принятия действенных мер по улучшению обслуживания населения и организаций района почтовой и телефонной связью.

Бюро обязало Л. М. Медведева обеспечить бесперебойной телефонной связью все населенные пункты в срок до октября 1987 года. Н. А. Морозову – установить действенный контроль за реализацией критических замечаний и предложений коммунистов, за прохождением писем и заявлений трудящихся. Регулярно информировать на собраниях коммунистов о выполнении мероприятий по коренному улучшению связи в районе.

На заседании бюро при рассмотрении данного вопроса присутствовал начальник Тобольского ЭТУСа В. М. Юрченко, которому рекомендовано оказать содействие Уватскому цеху связи в обеспечении необходимыми материалами и средствами связи.

 

Упражнение 2. Оцените использование разностильной лексики в газетной статье. Выделите книжные слова, разговорные, жаргонизмы, иноязычные вкрапления. Для определения экспрессивной окраски слов пользуйтесь пометами в толковых словарях. Если стиль статьи вы сочтете неприемлемым, предложите свой вариант, переделав авторский экземпляр.

 

ДОКТОР ДОКТОРУ – РОЗНЬ

 

«Живаго» в Москве не прохиляло

 

Поскольку в минувший уик-энд Капа Деловая совершенно неожиданно и крайне несвойственно для самой себя отравилась просроченными консервами (в результате чего пришлось отложить очередной выпуск «Мегахауса») и практически чуть было «не перекинулась» (как говорят персонажи одной новомодной книжонки), но тем не менее успела-таки в еще здравом уме и теле лицезреть главное тусовочно-музыкальное событие того же уик-энда – концерт, если можно так выразиться, второй после Роберта Майлза звезды европейской «Dream-music» группы «Доктор Живаго». Братская «Мегахаусу» и всесторонне любимая в личном плане рубрика «Звуковая Дорожка» взялась опубликовать вызванные данным шоу Капины сугубые сентенции.

Первое. Честно говоря, организаторы гастролей «Zhi-vago» радостно настроили меня на получение особого эксклюзивного интервью от «Доктора», но... просмотрев 15-минутное (!) как бы выступление группы во Дворце молодежи, я решительно отпихнулась от этого самого интервью. Поскольку все замороченные, заготовленные мной вопросы улетучились сами собой при виде девчушки-нескладушки, пытавшейся явно не очень прямыми ножками выделывать околомодные па в сопровождении явно секс-меньшового балетного состава под фонограмму популярной «Celebrate Loe». Кстати, окологомосексуальный балет в данный момент на нашей сцене могут себе позволить только самые дешевые певицы – уж очень это нестильно и немодно.

Второе. «Никакая это не «фанера»! – завопили организаторы гастролей. – Она поет под минусовку. Вон, голосище-то какой!» Ну, не знаю, у меня насчет минусовки остались большие сомнения, хотя, ясный пень, организаторы отрекламировали «Zhi-vago» как единственный «лейбл» плеяды «dream-music», выступающий вживую.

Но дело даже не в этом. Мой вопрос: «А сами-то читали культовый роман Пастернака, прежде чем псевдороссийски называться-то?» – стал очень глуп и крайне неуместен при виде того, как турчанка-солистка Элиз Явуз в течение 10 минут орет в микрофон: «Уя-уя-уя-пифф» – и производит при этом частью тела чуть выше ножек сексуальное сотрясение. Третье. Гастроли второй по величине «звезды» европейской молодежной музыки состояли в результате из 2 (!) вещиц – собственного суперсингла «Celebrate Love» и нового MTV-ишного сингла «Dreamer» (в видеоверсии – с участием самых сексуальных мужских моделей от Calvin Klein, Gianni Versace, Bruce Weber – то бишь весьма супермодно). 10 минут Элиз Явуз вертелась на сцене МДМ, после чего разочарованная модная молодежь (соскребавшая 100 тысяч рублей на входной билет в МДМ) стала орать нечто непотребное: мол, и все, что ль? «А чего ж еще хотели за 7 тысяч долларов?!» – отвечали им продвинутые и, видимо, весьма осведомленные танцующие девочки из тусовки. (Вот вам приблизительный ответ о звездном «прайсе».)

 

Упражнение 3. Проанализируйте отчет о преддипломной практике студента юридического факультета ТюмГУ. Укажите речевые штампы, канцеляризмы, терминологическую лексику. Отредактируйте текст.

 

С 29 ноября 1993 г. по 12 марта 1994 г. я проходил преддипломную практику в акционерном обществе закрытого типа «ВОСХОД» в должности юрисконсульта. За время работы мне удалось ознакомиться со структурой предприятия (см. приложения) и основными функциями его отделов. Подлежат обязательному визированию только приказы руководителя предприятия. приходилось постоянно проверять соответствие их нормативным предписаниям. Участия в подготовке локальных нормативных актов о труде рабочих и служащих юридическая служба не принимает за отсутствием таковых: коллективных и трудовых договоров не существует, а ПВТР действуют с 60-х годов. Т.к. визируются все приказы, то проверяется и законность увольнений и пр., но с этим у отдела кадров проблем нет – хорошая квалификация. Нормативные акты не выписываются никакие и, соответственно, не хранятся, пользуюсь своими домашними. Мероприятия по правовой пропаганде зависят от энтузиазма юрисконсульта. Очень многих консультировал по различным вопросам. В основном – жилье, разводы. Приходилось частенько освежать в голове соответствующую отрасль. С кругом основных поставщиков и потребителей ознакомился и участвовал в подготовке некоторых договоров (см. приложения). Организацию работ по отгрузке продукции изучил (см. приложения). Целиком вел одно дело начиная с претензии и заканчивая кассационной инстанцией в арбитражном суде Тюменской области (см. приложения).

В целом, работа спорилась, но мешало веками укоренившееся и нескоро, наверное, уйдущее мнение о третьестепенности работы юрисконсульта. То, что правовая работа делается в пять минут и, мало того, может подождать, говорят не только рабочие и ИТР, но и первые руководители. Правовой нигилизм работников и руководителей, в первую очередь, приводит к тому, что юрисконсульт из оружия упреждающего удара, из профилактика и помощника превращается в хирурга, вынужденного ампутировать запущенный и гангренозный орган. Взгляд на юриста как на нахлебника и ненужный балласт весьма затрудняет работу. Куда, например, легче самому участвовать в разработке и заключении договора, чем потом «расхлебывать» чьи-то ошибки и недоработки, тем более, что этот кто-то в принципе не мог не оплошать, т.к. не является специалистом в области права, а при заключении договоров, особенно сегодня, им непременно надо быть. Это тем более обидно, что в неудачах пост-вмешательства винят неквалифицированного юриста. Когда юрисконсульт будет стоять на предприятии наравне с гл.бухгалтером и гл.инженером в мнении коллектива и, главное, руководства, тогда будет беспроблемная работа как у юриста, так и у всего предприятия в целом.

 

Практическое занятие № 8

 

Критерии редакторской оценки эстетической стороны рукописи

 

Упражнение 1. Найдите в предложениях эстетические ошибки, объясните причины их возникновения. Исправьте предложения.

 

1. Марина Усакина пришла работать в парикмахерскую при районном обществе инвалидов по предложению центра занятости год назад как на производственную практику, да так и осталась работать. Эта спокойная, уравновешенная молодая женщина пришлась по душе инвалидам. А ведь как раз она обслуживает таких клиентов и не только на рабочем месте, но и на дому. 2. К настоящему времени комиссией рассматриваются не только условия пребывания детей в пришкольных лагерях, домах отдыха и санаториях, но и летнее трудоустройство подростков в трудовых отрядах. Первоначально наш план, если начать с самого начала, был 2865 тыс. тонн. 3. А до этого он окончил обычную, рядовую школу в Тюмени. 4. Мне удалось завлечь вопросами одного руководителя одного из банков Тюмени. 5. Валерий Афанасович – председатель судебного состава суда областного арбитражного суда. 6. Руководители предприятий настроены на деловой настрой. 7. Вместе с тем министр образования объяснил это тем, что в Тюмени есть, на что посмотреть и чему поучиться. 8. Он обратил внимание администрации города Тюмени на необходимость активизации вопроса пересмотра законов депутатами. 9. Президента ждали всегда, но не так скоро именно в тот момент, когда вокруг столько «плавающих» ситуаций.

 

Упражнение 2. Выпишите из газет вашего города примеры использования аббревиатур, дайте их расшифровку. Оцените сочетаемость звуков в аббревиатурах (соответствуют нормам благозвучия речи; скопление согласных, стечение гласных и т.д.).

 

Список использованной литературы

 

1.  Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М., 2001.

2.  Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.,1998.

3.  Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М., 2004.

4.  Колесников Н.П. Практическая стилистика и литературное редактирование. М.; Ростов н/Д., 2003.

5.  Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. СПб., 1997.

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти