Youtube Twitter Вконтакте

8-495-6450707

Телецентр "Останкино"
ул. Академика Королева, д.12
E-mail: 6450707@bk.ru

music box 2

Погорелый Ю. А. "Информационное агентство: стиль оперативных сообщений"

 Погорелый Ю. А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений / Под ред. Г.Ф. Вороненковой. - М., 2000.

 

Аннотация: В учебном пособии рассматривается наименее известный широкой публике аспект деятельности информационных агентств — процесс создания информационных сообщений. Подробно, с примерами из реальной деятельности, описываются требования к сообщениям ведущих зарубежных и российских информационных агентств, объясняются механизмы возникновения, модификации и исчезновения жанров оперативных информационных сообщений. Для студентов факультетов и отделений журналистики.

           

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

"Телеграфный стиль" в современной прессе

Как агентство продает новости

Система жанров информационного агентства

Изменения в системе жанров

Литература

 

Введение

 

"ТАСС уполномочен заявить...", "Как стало известно «Интерфаксу»...", "По сообщению агентства «Рейтер»...", "Со ссылкой на ДПА..." — эти слова каждый день звучат в выпусках новостей на телевидении и радио, печатаются в газетах и журналах. Они означают, что за только что ставшей известной информацией стоит труд сотен репортеров, редакторов и технических сотрудников информационных агентств. Ежедневно, 24 часа в сутки, эти организации готовят тысячи сообщений, рассказывающих об основных событиях в мире.

Работа информационных агентств увлекательна, структура — сложна и динамична. Чтением их сообщений начинается каждый день журналистов, "бегущие строки" с их заголовками установлены на крупнейших биржах. Агентства являются самыми осведомленными из всех средств массовой информации.

Вместе с тем, для многих журналистов, да впрочем, и для профессиональных исследователей журналистики, агентства остаются неким "deus ex machina" — "богом из машины", который малопонятным способом узнает обо всем, что творится на белом свете.

Мы попытаемся пролить свет на один из самых интересных моментов деятельности ин­формационных агентств: создание и редактирование новостей. В первых двух частях книги читатель ознакомится со спецификой работы информационных агентств и особенностями жанров их сообщений, сможет увидеть в развитии влияние систем информационных продуктов на стиль новостей. В третьей части рассматривается система жанров информационных сообщений с примерами из реальных информационных лент. В четвертой части изложены ключевые факторы, влияющие на изменение требований информационных агентств к своим новостям.

Работа предназначена прежде всего студентам факультетов журналистики, которые рассчитывают после окончания курса обучения присоединиться к дружной и профессиональной команде одного из информационных агентств.

           

 

"Телеграфный стиль" в современной прессе

 

Информационные агентства находятся в самом центре системы средств массовой информации. Их работа редко доходит до широкой публики напрямую: как правило, новости, кото­рые готовят агентства, используют другие средства массовой информации: газеты, телевидение и радио. Главными читателями информационных "лент" (названных так из-за рулонов бумаги, использовавшихся до последнего времени для печати сообщений агентств) являются профессиональные журналисты или аналитики — только они способны разобраться в сотнях сообщений на все мыслимые темы, появляющихся на "лентах новостей".

Между тем агентства за более чем 150-летнюю историю выработали собственный лаконичный и точный стиль представления событий в виде целой системы информационных заметок. Самой главной чертой этого стиля, за краткость названного "телеграфным", является ясность содержания, всегда однозначно отвечающего на вопросы, что, где и когда случилось. Англоязычные журналисты назвали это правилом трех "W": what, when и where (что, когда и где). По сравнению с этим основным правилом, которому обязаны подчиняться все журналисты информационных агентств, остальные отличия "телеграфного" стиля являются незначительными.

Избежать правила трех "W" невозможно, если журналист работает в средстве массовой информации, призванном быть рентабельным, что является главным условием его независимости. Современные коммерчески успешные газеты ставят журналистам жесткие требования отделять информацию от комментария. Это требование — не прихоть владельцев газет, оно родилось в ходе долгой эволюции газет от листков мнений и памфлетов к современным предприятиям, производящим массовый товар, содержание которого должно удовлетворять интерес по возможности максимально широкой аудитории к происходящим событиям.

Кроме того, современный человек тратит чуть более получаса на то, чтобы узнать, что происходит вокруг (подробнее об этом см.: Berg К., Kiefer M. Massenkommuriikation. 1992.), и просто не готов воспринимать информацию иначе, чем небольшими, удачно приготовленными порциями.

Как отмечалось выше, информационные агентства являются ядром национальных систем средств массовой информации. Там работают весьма профессиональные журналисты, ис­пользуются самые современные технологии сбора и обработки информации. Каждое агентство имеет собственный, неповторимый стиль написания новостей. Этот стиль, по мере того, как агентство завоевывает свою репутацию в качестве основного источника информации в той или иной стране, распространяется все шире и изменяет стиль всех журналистов.

Особенно характерно это проявляется в случае, если страна переживает стремительные изменения общественного устройства, требующие постоянного освещения в средствах массовой информации. Типичным будет пример послевоенной Германии, причем как Восточной, так и Западной.

После завершения второй мировой войны оккупационные власти как на востоке, так и на западе страны уделяли особое внимание информационным агентствам. Первые послевоенные годы они находились под управлением военных пропагандистов оккупационных властей, которые внимательно следили за содержанием новостей, воспроизводимых в национальных СМИ.

Позже в Западной Германии было создано агентство Die Deutsche Presseagentur ("Ди Дойче Прессеагентур", dpa), где работа была построена по образу и подобию одного из крупнейших в западном мире агентств — Associated Press ("Accoшиейтед Пресс", АР). В Восточной Германии было создано агентство Der Allgemeine Deutsche Nachrichtendienst ("Дёр Алль-гемайне Дойче Нахрихтендинст", ADN), структура которого и стиль новостей дублировали советский ТАСС. Оба агентства оказали сильное влияние на содержание и стиль работы средств массовой информации двух Германий.

Западногерманское dpa стало совместным проектом национальных средств массовой информации, сообщающим практически обо всех сколько-нибудь значимых событиях. Доверие газет к новостям агентства таково, что репортажи корреспондентов dpa публикуются с пометкой "от нашего корреспондента".

Восточногерманское ADN до крушения Берлинской стены оставалось "указующим перстом" правящей партийной верхушки, так и не научившись быть быстрым и объективным, насаждая бюрократический стиль, только усложнявший восприятие и без того усеченных цензурой сообщений.

Современная история России также знает примеры, когда "новая журналистика" заимствовала стиль у "нового информационного агентства". После распада Советского Союза государственное агентство ТАСС потеряло монополию на информацию о внутренних событиях. В конце 1980-х годов возникли несколько независимых информационных агентств, освещавших политические события, одному из которых, "Интерфаксу", удалось добиться коммерческого успеха. Стиль "Интерфакса", казавшийся "нерусским" и "чужим" журналистам советской школы, был действительно заимствован у британского агентства Reuters ("Рейтер"). Применить к русскому языку правила создания новостей, написанные для английского, было весьма сложно, и временные неудачи приводили к жестокому терзанию русского языка журналистами, пытавшимися придерживаться англоязычного стиля, широко использующего, к примеру, вводные конструкции. Тем интереснее было наблюдать, как вечные "вместе с тем" и "также" из ленты "Интерфакса" переползли на полосы популярных газет.

Автор предлагаемой работы был свидетелем, как ненароком "скалькированное" с английского слово "мегасделка" по отношению к одному крупному слиянию в российской металлургии на следующий день появилось на первых полосах ведущих экономических газет и в телевизионном эфире. Через месяц еще одно крупное слияние, теперь уже в нефтяной отрасли, газетные журналисты также окрестили "мегасделкой".

Итак, информационные агентства не только поставляют газетам, журналам, теле- и радиостанциям исходную информацию о том, что, где и когда происходит, но исподволь влияют на стиль создаваемых ими материалов. Законным является вопрос, а кто же влияет на стиль информационных агентств? Что заставляет агентства писать сообщения так, а не иначе?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить, что такое "жанры информационных сообщений" и есть ли они вообще. Последнее не является чем-то само собой ра­зумеющимся, так как в современной теории журналистских жанров этот вопрос не вполне прояснен. Если заглянуть в книгу весьма авторитетного автора А. Тертычного "Жанры пе­риодической печати" (См.: Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 1999.), то окажется, что почти вся палитра жанров, использующихся в информационных агентствах, попадет под емкое определение "заметка". На самом же деле к заметке о начале российско-американского саммита в любом информационном агентстве будут применяться совершенно другие требования, чем к заметке об итоговом документе этого саммита и тем более иные, чем к заметке о влиянии этого саммита, на поведение биржевых индексов. Разумеется, составлены они будут также по-разному.

Один из крупнейших литературных критиков нашего времени Михаил Бахтин писал о литературных жанрах, что они отражают наиболее устойчивые тенденции развития литературы. "Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития", — утверждал он (См.: Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.). Эти слова вполне можно отнести к жанрам информационных сообщений. Содержание сообщения и форма, в которую оно облекается, неразрывно связаны друг с другом. В процессе развития жанров информационных сообщений наиболее типичные ситуации, описываемые в сообщениях, облекаются всегда в одну и ту же оболочку. Так рождаются жанры информационных сообщений, являющиеся не чем иным, как "застывшим содержанием".

Исследователи охотно говорят о жанрах, представленных в газетах и журналах. Во-первых, они являются традиционными средствами массовой информации, известными еще с 69 года до нашей эры (Тогда Юлий Цезарь, консул Рима, приказал составлять и обнародовать ежедневные отчеты сената и народа. Собрание этих отчетов было названо "Acta diurna senatus ас populi" и явилось первым публичным периодическим изданием.), а, во-вторых, — они постоянно доступны, так как легко фиксируются на бумаге. Сложнее дело обстоит с жанрами в электронных СМИ — телевидении и радио. Совсем сложно — с жанрами информационных агентств, так как их исследование требует непосредственного доступа к лентам агентств — продукту дорогому и поэтому тщательно охраняемому.

Зарубежная журналистика вообще обошлась без академических исследований в этой области — вся система жанров называется просто стилем. Самые известные пособия по стилю — так называемые "Style Books" (Книга стиля), или "Style Guides" (Путеводитель по стилю), являются не чем иным, как алфавитными сборниками полезной информации — энциклопедического и грамматического характера. Разделы, посвященные стилю непосредственно, находятся в конце этих книг, под рубрикой "writing" (См., например: Reuters Style Guide (любое издание).

Тем не менее наличие самих пособий по стилю, причем как в зарубежных агентствах, так и в российских, наводит на мысль о том, что к жанрам новостей в самих агентствах относятся более чем внимательно. С чем же это связано? Не все ли равно, как писать новости, главное ведь — их узнать?

Жанры новостей — это единственное, что остается относительно неизменным в непрерывно меняющейся жизни информационного агентства. Это неожиданное, на первый взгляд, утверждение, несомненно, требует аргументации, которая будет представлена ниже.

Новости как таковые не существуют отдельно — агентство продает их в составе своих информационных продуктов. В современных агентствах таких продуктов — десятки. Это обычно основная лента новостей, специализированные ленты, ежедневные блоки новостей, собираемые тематически, еженедельники, где новости обобщаются и снабжаются аналитическими материалами. Новые тематические продукты возникают ежегодно, особенно в области экономической информации, а традиционные постоянно модифицируются. Кроме того, такие агентства, как Reuters, построили свои продукты по принципу базы данных, где каждый клиент может выбрать именно тот набор новостей, который его интересует. То есть каждый клиент, пользующийся информационными терминалами Reuters, создает свой собственный продукт Reuters.

Организационная структура информационного агентства также достаточно часто меняется. В зависимости от необходимости создаются рабочие группы, которые занимаются новыми темами, попадающими в поле зрения агентства. К примеру, в последние два года почти во всех крупных информационных агентствах возникли группы редакторов, занимающихся подготовкой новостей для всевозможных Интернет-проектов, так как Интернет стал не только новым средством доставки новостей, но и огромным рынком сбыта этих новостей. В экономических подразделениях информационных агентств начало обслуживания очередного рынка почти всегда означает созда­ние нового отдела или подразделения, занимающегося именно этим рынком. Организационная структура агентства/вторична по отношению к структуре его продуктов.

Кроме того, необходимо отметить, что сам характер работы журналиста информационного агентства, требующий работы в очень жестких временных рамках, без каких-либо условий для творчества (большая часть оперативных сообщений информационных агентств пишется "на коленке" и диктуется по телефону) и с огромной личной ответственностью, приводит к тому, что журналисты достаточно часто (раз в три—четыре года) меняют свою тему внутри агентства или вообще уходят работать в другие виды СМИ.

Журналисты информационных агентств не любят академическую лексику и называют жанры новостей просто типами. Всего существует около десятка основных типов новостей, описание которых будет представлено ниже. Каждый тип новости является стандартизированной частью информационного продукта, который собирается редакторами из этих составных частей. Все события, освещаемые информационным агентством, на разных стадиях своего развития (если таковое имеется) предоставляются читателям в виде новостей разных типов, различающихся, в основном, степенью обобщения информации. Различные продукты требуют новостей разных типов. В продуктах, поставляемых в режиме реального времени, главную роль играют единичные, необобщенные новости. Ежедневные сборники новостей (так называемые "блоки") требуют уже обобщенного материала, который готовится из единичных новостей. Ежемесячные аналитические издания используют еще более обобщенный материал, снабженный анализом происходившего и его влияния на события вокруг.

Жанры новостей возникают не так уж часто — для этого необходимо, чтобы сначала возникли совершенно новые ситуации, которые не описываются с помощью стандартных выра­зительных средств, имеющихся в распоряжении журналистов. Таким новым жанром в России стал ежедневный обзор биржевых торгов, жанр, имеющий совершенно определенные законы и за несколько лет ставший привычным определенному кругу читателей.

Из этого относительного постоянства структуры жанров вытекает еще одна их особенность, критически важная для работы информационного агентства. Как отмечалось выше, жанры новостей хранят в себе "память" о типичном содержании новости. Сам жанр новости предполагает наличие определенного содержания. Жанры новостей — четкие, жесткие и про­зрачные сами по себе — хранят весь опыт работы агентства, подобно тому, как в полутанце-полугимнастике "ката", известном в восточных единоборствах, зашифрованы основные боевые движения.

В следующих главах анализ информационных продуктов и жанров новостей будет проведен на основе опыта зарубежных информационных агентств, и, прежде всего, британского Reuters, американского Associated Press и германского dpa. Так как понятие жанра новости весьма непосредственно связано с языком, на котором эта новость написана, в работе также будут использованы новости российского информационного агентства "Интерфакс".

 

 

Как агентство продает новости

 

Каждый сотрудник информационного агентства хоть один раз в жизни, но сталкивался с вопросом кого-нибудь из своих коллег: откуда вы берете новости? Действительно, утро обычного корреспондента газеты или телестанции начинается с изучения ленты новостей. Кажется, что новости "рождаются" именно на этих лентах. Однако это далеко от истины.

Принципы работы информационных агентств во всем мире одинаковы. Каждый журналист агентства, кроме редакторов, специализируется на определенной теме и "ведет" тех или иных общественно значимых людей или, в случае с экономической информацией, те или иные рынки или предприятия. Значительную часть своего рабочего времени он тратит именно на то, чтобы выяснить, что же будет происходить в его "секторе ответственности" в ближайшее время. Каждый корреспондент готовит свой индивидуальный план работы, который позже входит в состав большого плана работы всего агентства. Таким образом, агентство знает, что в определенный момент времени должно произойти определенное событие. Если об этом событии прессе не сообщают его участники (в форме пресс-релизов, пресс-конференций и т.п.), корреспондент сам выясняет, что произошло. После этого он пишет новость. (Слово "новость" в этой работе, как правило, обозначает "заметку о событии" или "сообщение". Эта дань жаргону информационного журналиста необходима, ибо "новость" является "атомом", минимальной единицей любого информационного продукта). Она и оказывается на ленте, становясь общедоступной.

До тех пор, пока новость не окажется на ленте, она так и останется частью индивидуального знания корреспондента. Почти каждый день в любом агентстве одна или несколько новостей так и не появляются на ленте и остаются никому не известными.

Итак, взглянем подробнее на продукты производства информационных агентств: ленты, бюллетени и базы данных.

Прежде всего следует указать, что сегодня все продукты информационных агентств готовятся в электронном виде, то есть с использованием компьютерной техники. Однако так было не всегда.

Основатель первого в мире информационного агентства Наvas ("Гавас") Шарль-Луи Гавас свою карьеру начинал как поставщик амуниции для армии Наполеона. Ватерлоо разорило Гаваса, и единственным его капиталом осталось знание иностранных языков, торговли и журналистики, так как во времена своего могущества он был одним из владельцев крупнейшей во Франции газеты "La Gazette de France" ("Ля Газетт де Франс"). В 1830 году Гавас начал переводить выдержки из зарубежных газет, которые он выписывал в Париже, и продавать их французским газетам. К 1832 году Гавас, приобретя дело нескольких своих конкурентов, начал издавать бюллетень под лозунгом "Быстро и хорошо", а через несколько лет создал свое агентство.

Бюллетени Гаваса передавались в то время по традиционному каналу — городской почте Парижа. Первая проблема телекоммуникаций возникла у Гаваса уже через несколько лет: для того, чтобы ускорить передачу газетных выдержек, Гавас перестал выписывать европейские газеты в Париж, а вместо этого нанял нескольких сотрудников в основных европейских столицах, откуда они передавали сообщения через несколько часов после того, как газеты вышли. Для передачи уже переведенных на французский язык сообщений агенты Гаваса пользовались почтовыми голубями, курьерами и почтовыми судами.

Изобретение в 1834 году Карлом Гаусом и Вильгельмом Вебером телеграфа изменило представления о скорости передачи данных. Первым, кто воспользовался новой технологией, был Гавас.

Однако вскоре к нему присоединилось возникшее в 1848 году немецкое агентство новостей Бернарда Вольфа, бывшего сотрудника Гаваса. Вольф, поработав корреспондентом Гаваса на парижской фондовой бирже, уехал в Берлин и создал агентство финансовых и экономических новостей Wollf's Nachric-tenbureau ("Вольфе Нахрихтенбюро"). Пользуясь хорошим состоянием немецких телеграфных сетей, Вольф быстро распространил свои бюллетени на всю Пруссию и за ее пределы. В 1855 году он добавил в свою службу политические и другие не-экономические новости и стал главным поставщиком новостей для прусской прессы.

В то же время другой бывший сотрудник Гаваса, Поль Юлиус Рейтер, создает в голландском Аахене, на стыке тогдашних телеграфных систем, "телеграфный институт". Когда телеграфная линия из Парижа достигла Брюсселя, Рейтер создал между двумя конечными станциями телеграфа — Аахеном и Брюсселем — систему пересылки сообщений голубями, которая позже стала легендарной. Однако через несколько лет технический прогресс сделал почтовых голубей ненужными: европейские телеграфные линии были объединены в одну сеть. Когда Рейтер пожаловался Вернеру Сименсу, немецкому телеграфному магнату, на то, что телеграф разрушил его дело, Сименс посоветовал ему отправиться в Лондон и открыть там телеграфное агентство.

В 1858 году был проложен телеграфный кабель под Атлантикой, который объединил сети американского и европейского телеграфа. Первым информационным агентством, которое стало получать от этого доход, было американское Associated Press. Кроме того, АР активно развивало внутриамериканскую сеть телеграфной передачи данных и в 1875 году стало первым агентством в мире, арендующим отдельную телеграфную линию. Длиной 226 миль, она соединяла Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор и Вашингтон.

В 1916 году АР переходит на телетайпную передачу некоторых сообщений со скоростью 60 слов в минуту. Полностью главная лента агентства была переведена на телетайп в 1933 году. Такой долгий срок перехода с одной технологии на другую неудивителен: помимо передающей аппаратуры в самом агентстве, необходимо заменить принимающую у всех его клиентов.

До второй мировой войны многие телеграфные сети были заменены на беспроводные, однако еще значительная часть их была связана с кабелем.

Весьма интересен пример Die Deutsche Presseagentur (dpa), созданного в 1949 году на основе двух информационных агентств, контролируемых оккупационными властями, которое было вы­нуждено совмещать две технологии: на севере ФРГ функционировала проводная телетайпная связь, а на юге — беспроводная телеграфная.

Решение было найдено скоро — телетайпная сеть, основанная как на радиопередаче, так и на передаче информации по проводам. С 1956 года в Германии dpa создало двойную систему передачи своих новостей: региональные ленты передавались клиентам телетайпом по проводам со скоростью 50 боуд (около 400 строк) в минуту, а главная лента — по длинным радиоволнам. Таким образом, клиент одновременно получал новости dpa двумя путями: по радио и по проводам. Клиенты в Европе получали европейскую ленту новостей dpa по длинным волнам на частоте 103,4 килогерц. Подписчики на других континентах (а тогда уже существовали обзорные ленты на нескольких языках) получали новости dpa по коротким волнам.

Если средства передачи данных развивались постепенно, постоянно увеличивая возможности передачи все больших объемов данных и сокращая издержки на это, то изменение системы обработки информации внутри самих агентств произошло революционно, в корне изменив всю технологию работы агентств. Как это произошло, рассмотрим на примере агентства dpa. Изменения в его работе являются типичными для всех информационных агентств, кроме того, в нашем распоряжении имеются достаточно подробные технические данные.

В главной редакции dpa в Гамбурге во второй половине 1950-х годов царило разнообразие средств доставки информации. Служба приема радиосообщений записывала на магнитофонную пленку информацию, передаваемую телетайпом из-за рубежа и региональных корпунктов, а также сообщения корреспондентов по телефону. Сообщения от корреспондентов доставлялись курьером, по почте или по пневмопочте на редакторский стол. Общим было одно: все новости писались на листках бумаги.

Более или менее упорядочить организацию передачи сообщений внутри dpa удалось лишь в 1965 году, когда было перестроено здание главной редакции и организована внутренняя система пневмопочты. Но пневмопочте и бумаге осталось недолго царствовать в главной редакции.

В 1968 году в агентстве начались испытания компьютерной технологии. Уже при создании системы специалисты агентства рассчитывали использовать компьютер не только для передачи информации, но и для ее хранения и редактирования. В 1970 году такая система была создана. Ее назвали ERNA, сокращение от немецкого "электронное компьютерное устройство передачи новостей".

ERNA была новшеством мирового масштаба. Ее особенность состояла в том, что впервые удалось создать интегрированную систему сбора, редактирования, отбора и передачи новостей. Весь процесс создания и распространения новостей зависел теперь только от творческой необходимости и был мало ограничен техническими возможностями.

К 1975 году dpa вместе с американскими производителями компьютеров создало целую "семью" терминалов, способную работать во всех корпунктах dpa, включая местные и зарубежные. Весь 1976 и 1977 годы ушли на установку всего комплекта терминалов "материнских , дочерних , 'центральных" в региональных и местных редакциях dpa.

Еще одной целью введения новой редакционной сети для dpa была необходимость интегрировать систему передачи новостей с редакционными системами клиентов. В 1979 году ERNA была модернизирована и названа ERNA-II. В новой системе текст сообщений агентства передавался с помощью восьмизначной кодировки, благодаря которой компьютер смог различать заглавные и строчные буквы, все знаки препинания и умляуты (специальные знаки, обозначающие в немецком языке долготу гласных). Для введения новой кодировки необходимо было создать новый международный стандарт передачи сообщений, который был утвержден в 1980 году Международным журналистским советом по передаче информации (IPTC).

В начале 1980-х годов перед техническими службами dpa встала новая проблема: "отбор новостей по содержанию". К тому времени ленты новостей агентства содержали от 70 до 90 тыс. слов, что составляло сотни сообщений, касающихся всего, что происходит в мире. В этот момент dpa стояло перед угрозой потерять клиентов, которые уже были не в состоянии находить в ленте новости по собственным интересам.

Однако, при всем своем совершенстве, системы ERNA не были рассчитаны на анализ сообщений по содержанию, они выполняли формальные технические задания, привязанные к определенным функциональным клавишам или к кодам новостей. Поэтому, чтобы создать архив новостей, а также службу отбора новостей для клиентов, пришлось перестраивать всю редакционную систему. После трех лет экспериментов, в 1984 году, была создана служба отбора новостей, а в 1986 году клиенты dpa получили доступ к архиву агентства.

В это же время произошло еще одно серьезное изменение в компьютерных системах: если в начале 1980-х они были построены на основе различных терминалов, приспособленных к определенным функциям и не рассчитанных на дальнейшее расширение их возможностей, то уже в 90-е на смену им пришли универсальные компьютеры, "профессиональные" обязанности которых определялись не особыми встроенными чипами и специальными устройствами ввода-вывода, а программным обеспечением, которое может быть в принципе установлено на любую машину.

Следует отметить, что частичным исключением из этого правила являются некоторые агентства деловой информации, которые используют специальные устройства ввода-вывода. К примеру, американское агентство финансовой информации Bloomberg устанавливает на обычный компьютер, вместе с программным обеспечением, монитор с двумя рабочими экранами и специальную клавиатуру, которая может использоваться в качестве торгового терминала.

Начало совмещения торговых и информационных систем положило в 1963 году британское Reuters.

В 90-е годы компьютеры внутри агентств объединяются в так называемую "корпоративную сеть" (corporate network), объединяющую управление и передачу текста, "картинки" и звука.

В конце 1990-х начала прослеживаться новая линия в развитии систем доставки сообщений информагентств, которая связана с возникновением доступных для многих пользователей глобальных компьютерных сетей, а также всеобщим переходом на цифровые технологии, что позволило унифицировать передачу любых данных: графических, звуковых и текстовых.

В 1996 году АР вместе с ВВС создают новую систему работы с информацией, которая объединяет в себе функции приема и обработки текстов, видео- и аудиосюжетов, которая была названа "электронной системой производства новостей". Тогда же все новости, фотографии, аудио- и видеосюжеты АР можно было получать через сеть Интернет. Эта система была названа "The Wire" ("Вайер", от англ. "провод").

Таким образом, информационные агентства до сих пор применяют многочисленные системы доставки своих продуктов.

Однако главное различие между продуктами агентств заключается в том, как они создаются. В 1970—1980-е годы информационные агентства пошли разными путями, создавая систему своих продуктов. Сегодня в одних информационных агентствах продукты создаются автоматически, на основании различаемых компьютером кодов содержания новостей. В других агентствах продукты создаются редакторами, которые определяют, в какой конкретно продукт попадет- новость. Это очень важное отличие, так как в первом случае новость, покинув редакторский монитор, отправляется в "свободное плавание" — если она подходит по теме, то может оказаться в любом продукте, который может заказать клиент, а во втором — она оказывается именно там, куда ее направит редактор, и может быть предварительно модифицирована.

К примеру, если клиент захочет прочитать новости по металлургии в изложении "Интерфакса", он должен будет подписаться на еженедельник, где выпускающий редактор собирает все главные новости за неделю и их обобщает. Если же клиенту больше нравятся новости русской редакции Reuters, он должен будет набрать код металлургических новостей на терминале агентства и увидит все новости, предварительно помеченные этим кодом. Плюсы первого варианта заключаются в том, что каждый продукт готовится специально, сообщения являются более обобщенными, и поэтому в них легче ориентироваться. Плюсы второго варианта станут ясны, если клиенту понадобятся новости об энергетике: в "Интерфаксе" ему предложат подписаться на полную ленту новостей, так как специального продукта по энергетике нет, а в системе Reuters ему нужно будет просто набрать соответствующий код.

Продукты информационных агентств различаются не только по способу создания и доставки, но и по аудиториям.

Взглянув на список продуктов двух крупнейших мировых агентств — Reuters и Associated Press, мы увидим, что они делятся на две категории по аудиториям: продукты для прессы и продукты для коммерческих организаций.

За 150-летний период общения информационных агентств с коммерческими организациями их отношения порой радикально менялись. Одно из четырех первых информационных агентств в мире, Reuters, создавалось как поставщик рыночной информации для коммерческих компаний. Основатель агентства Поль Юлиус Рейтер заработал первый капитал именно на снабжении клиентов в Лондоне котировками с Парижской биржи. Известное советское агентство ТАСС, которое ведет свою историю с 1904 года, было создано как подразделение Министерства финансов и занималось в основном распространением экономической информации.

Позже оба агентства отошли от своей первичной аудитории и стали обслуживать средства массовой информации. Все продукты агентств были разработаны с учетом требований газет.

Некоторые агентства, как, например, Associated Press, были созданы непосредственно газетами для обслуживания их интересов. История создания агентства такова: в мае 1848 года 10 человек, представляющие шесть самых успешных нью-йоркских газет, собрались, чтобы обсудить возможность объединения ресурсов для создания самых свежих новостей о событиях в Европе. Газеты тогда посылали журналистов на лодках к судам, прибывающим в бухту Нью-Йорка, чтобы собирать последние новости из Европы. Конкуренция росла очень быстро, росли и издержки на сбор новостей таким образом. И издатели решили, что пришло время объединить усилия и создать кооператив по сбору новостей. Такие агентства, организованные как товарищества, находятся в постоянном контакте со своими участниками — национальными СМИ и корректируют свою работу в зависимости от их требований.

Однако в 1960-е годы крупнейшие информационные агентства мира, за исключением находившихся на содержании у правительств французского Agence France Presse ("Ажанс Франс Пресс") и советского ТАССа, столкнулись с неспособностью средств массовой информации покупать достаточно дорогие продукты и оплачивать все растущие расходы на освещение событий во всем мире.

Тогда менеджеры уже знакомого нам Reuters сделали изобретение, которое так же изменило мир информационных агентств, как и изобретение американских газетчиков, перенесших ос­новные расходы на издание с читателей на рекламодателей.

В 1963 году Reuters находилось в сложнейшем финансовом положении: агентство не могло надеяться на мощный внутренний рынок, как американцы, так как его не было, зарубежные же подписчики не могли обеспечить необходимый уровень доходов. Таким образом, руководство агентства в экстренном порядке искало пути выхода из экономического коллапса.

В это время в агентстве работала группа молодых и амбициозных сотрудников службы экономической информации. Их шеф, Альфред Гейринджер, убеждал их, что они делают не менее важные новости, передавая последние котировки и цены на рынках, чем их коллеги, освещающие войны и коронации. В 1962 году Гейринджеру не удалось убедить руководство агентства выделить средства на улучшение работы службы экономической информации и расширение объема но­востей. Это потребовало бы изменения философии агентства, которое руководство видело по-прежнему как общеполитическое, а не экономическое. Гейринджер ушел, однако в 1963 году его ученики открыли очень рентабельную службу экономической информации в Брюсселе, которая была названа International Financial Teleprinter ("Интернейшнл файненшнл телепринтер").

Успех Teleprinter в Европе, а потом и в других регионах оказался решающим. Агентство пересмотрело свой взгляд на экономическую, а заодно и на политическую информацию. Теперь, по выражению одного из руководителей Reuters, главным клиентом политической ленты стала лента экономическая.

Reuters удалось привлечь значительные финансовые средства для развитии системы передачи новостей, так как брызгающие чернилами телетайпные машины, которые совершенно не смущали газетчиков, были пугалом для частных клиентов. В начале 1970-х годов агентство совершило техническую революцию: клиенты смогли выбирать сообщения, которые они хотят читать, вместо того, чтобы получать всю ленту. Эта технология была названа "Stockmaster" ("Стокмастер"). Она стала чрезвычайно популярна среди брокеров, которые, вместо того, чтобы просматривать гигантские таблицы с котировками, получали их в считанные секунды и опережали конкурентов при принятии решений.

Позже Reuters создало на основе этой интерактивной системы настоящие торговые терминалы, которые объединяли в себе новости и электронное торговое место. В середине 1970-х годов американцы, видя, что новая система Reuters имеет огромный успех и стала настоящей "золотой жилой" для агентства, попытались прорваться на этот рынок. Тогда были созданы экономические службы в Associated Press, а также новые агентства — американские Dow Jones ("Доу Джонс") и Bloomberg ("Блумберг").

Сегодня Reuters предоставляет корпоративным клиентам десятки информационных продуктов, доставляемые на терминалы. Для каждого отдельного рынка создан отдельный терми­нал, который позволяет не только читать новости, но и видеть обновляемые в режиме реального времени котировки мировых бирж, вести переговоры с участниками этих рынков, а также, что самое важное, заключать сделки.

Содержание новостей в этих терминалах зависит от того, создан он для торговли валютами, товарами или акциями.

Пользователь может самостоятельно выбрать, какие именно новости он будет читать и в какой форме — только ли заголовки или весь текст новости. Он также может решить, будет ли читать только основные новости или же будет видеть все сообщения, уже подготовленные агентством.

К примеру, терминал Reuters Markets Monitor ("Рейтере Маркетс Монитор", "наблюдатель рынка Рейтера" — англ.) позволяет инвестору оценить стоимость пакета акций, находящихся в его портфеле на определенный момент, увидеть динамику изменения цен акций выбранных компаний, а также с помощью встроенных программ проанализировать закономерности их колебаний, получить дополнительную информацию об акциях в виде базы данных для дальнейшего анализа, выбрать новости о какой-либо компании за определенный период, и, в конце концов, получить самые оперативные новости с фондового рынка.

Основными потребителями экономической информации являются профессиональные участники различных рынков. Для них потоки данных с бирж и внебиржевых рынков являются инструментом работы, и поэтому поставщики могут рассчитывать на устойчивый спрос на свои продукты. Существуют три вида потребителей, для которых, в основном, и создавалась система передачи рыночных данных он-лайн. Прежде всего — это банки. Они покупают, в основном, данные о торгах валютой, долговыми обязательствами и, частично, акциями. Другой сегмент рынка потоковой информации — это инвестиционные компании, которые пользуются данными о торговле акциями и макроэкономическими показателями. Кроме того, эти клиенты часто используют дополнительные аналитические службы. Третья категория покупателей — брокерские конторы и торговые компании, которые пользуются информацией о торгах ценными бумагами и основными биржевыми товарами (металлы, энергия, зерно и т.п.). В основном рынок поддерживают банки, бизнес которых, как правило, более стабилен, так как они являются более крупными институтами, чем все остальные пользователи потоковой информации. Кроме того, банки, как правило, тратят больше средств на приобретение информации.

Традиционным потребителям информации — средствам массовой информации — агентства также предоставляют весьма разнообразную палитру продуктов.

Для того, чтобы оценить ее по достоинству, обратимся к продуктам агентства Associated Press, которое, быть может, и не преуспело в области экономической информации, но зато среди агентств, специализирующихся на работе со СМИ, ему нет равных.

Итак, основным продуктом агентства является служба новостей, или, если хотите, лента, называемая в последнее время "DataStream" ("Дейтастрим"). Раньше это была всемирно известная «Лента "A"» (The "A" Wire). Ежедневно подписчики этой ленты получают почти полторы тысячи заметок на политические, экономические, общественные и спортивные темы. Помимо обычных информационных сообщений Associated Press поставляет подписчикам репортажи и очерки, которые могут использоваться как готовые газетные материалы.

Журналисты могут найти на ленте АР все необходимое для полного освещения интересующих их событий. Помимо того, что корреспонденты агентства готовят несколько заметок о самом событии, они также снабжаются комментариями и справочной информацией. Кроме того, на ленте можно найти информацию обо всем, что может быть связано с этим событием: комментарии, аналитические материалы, биографии участников, статистическую и историческую информацию.

Основными подписчиками "DataStream" являются крупнейшие в мире газеты и телестанции. Только они могут себе позволить этот достаточно дорогой продукт. Да и кому, кроме них, нужно перерабатывать такие огромные объемы информации?

Для газет среднего размера существует так называемый "ограниченный" "DataStream", содержащий около половины политических и экономических новостей и около четверти спор­тивных. Газета, которая особенно заинтересована в получении спортивных новостей может заказать "ограниченный" "DataStream" с расширенной спортивной тематикой.

Небольшие газеты могут подписаться на "короткую" версию главной ленты, где они найдут главные зарубежные и основные местные новости.

Кроме того, клиентам агентства в США предлагаются специальные региональные ленты новостей, куда включены основные местные новости и наиболее интересные темы. Эти региональные новости поставляются как дополнение к основным лентам новостей.

Для газет южных штатов АР зимой предоставляет возможность получать местные новости северных штатов, чтобы порадовать туристов с севера и домашними новостями.

АР с 1920 года пишет экономические новости. Лента экономических новостей предназначена для средств массовой информации. АР создает также готовые таблицы котировок валют, акций и товаров, которые можно получить от агентства и сразу поставить на полосу. Помимо различных вариантов главной ленты, АР готовит десятки других информационных продуктов, предназначенных для полного удовлетворения всех печатных и электронных СМИ.

Итак, как мы выяснили, информационные агентства готовят сотни продуктов, поставляемые весьма различным по составу и требованиям аудиториям. Если бы для того, чтобы готовить каждый из продуктов, агентство было бы вынуждено полностью менять стиль новости, то штат агентств составлял несколько тысяч редакторов, а сами агентства никогда бы не стали рентабельными. На самом деле, в Reuters работают около двух тысяч журналистов, в АР — около трех с половиной тысяч. В российских агентствах (исключая ИТАР-ТАСС, так как это агентство существует вне рыночных рамок) ситуация еще более характерная: "Интерфакс" выпускает около сотни специализированных информационных продуктов, в то время как во всем агентстве работают около 300 журналистов и среди них — не более 20 редакторов.

ИТАР-ТАСС является полностью государственным агентством и существует за счет налогоплательщиков. Рентабельность не является целью этого агентства. Оно призвано осуществлять государственную политику.

Вследствие этого новости должны быть написаны таким образом, чтобы претерпевать минимальные изменения, а лучше — никаких, но при этом удовлетворять требованиям как можно большего числа клиентов агентства.

При этом журналист должен создавать готовую новость, даже если он находится "в поле" — то есть на задании. Каждый день в крупных городах проходят десятки пресс-конференций, политики путешествуют по всему миру, катастрофы случаются на всей территории земного шара. "Полевые" корреспонденты, создающие большую часть оперативных новостей, давно не пишут новости — они их диктуют. Редакторы очень редко переписывают новости полностью — на это у них просто нет времени.

Интересно посчитать, сколько времени редактор может уделить каждой новости. К примеру, ленту экономической информации агентства "Интерфакс" формируют шесть редакторов, работающие по трое в две смены с 8 утра до 21 часа вечера. В день на этой ленте оказывается до пятисот сообщений. Разделим 500 сообщений на 13 часов и получим 39 в час. Разделим на три — получим 13 на человека. То есть на обработку одного сообщения у редактора есть около четырех минут. Заметим здесь же, что на создание некоторых сообщений (так называемых "молний" — о них речь ниже) у журналистов есть считанные секунды.

Крупнейшие агентства мира соревнуются друг с другом в скорости оповещения всех о происходящем. Сегодня, в условиях доступности мгновенной связи, счет идет уже на секунды. Особенно давление конкурентов чувствуют журналисты, пишущие об экономике, — ленты сообщений транслируются на биржи, и одно важное сообщение может поднять или обрушить рынки. Так, сообщения агентств о прибылях крупнейших американских компаний вызывают рост или падение основных биржевых индексов — NASDAQ и Dow Jones.

Умножим этот недостаток времени на ответственность журналистов и редакторов: к сожалению, нередки случаи, когда ошибка журналиста, пишущего об экономике, оборачивается в миллионы убытков — и тогда мы сможем оценить значение досконального знания правил создания новостей для работы информационного агентства. 

 

Система жанров информационного агентства

 

Для того, чтобы понять структуру жанров информационных сообщений агентства, необходимо, прежде всего, выяснить, что в агентстве считается новостью. "Книги стиля" за­рубежных агентств не дают ответа на этот вопрос. Однако все корреспонденты информационных агентств хорошо себе представляют, что такое новость.

Новость — это сообщение о каком-либо событии или явлении, имеющем значение для аудитории агентства, о котором было неизвестно раньше. Новость всегда отвечает на вопрос — что произошло или что произойдет. Новостью является не только событие, происшедшее сегодня или вчера, — новостью может быть событие, случившееся в прошлом или могущее случиться в будущем, о котором стало известно именно в текущий момент. Новыми могут быть не только собы­тия, но и изменение мнений важных людей, обновление статистических данных, дающее новый взгляд на ситуацию, сообщение об отмене какого-либо события, которое ожидалось. Журналист, пишущий новость, прежде всего, отвечает на вопрос "Что изменится?".

С первого взгляда на ленту информационного агентства видно, что новости там неодинаковые. В одних много букв, в других — одни цифры. Одни большие — другие совсем ко­роткие. Некоторые построены в виде таблиц, некоторые — как обычная заметка.

Принципиально все эти сообщения делятся на две категории — те, что посвящены только что происшедшим событиям, и те, которые сообщают о чем-то регулярно случающемся. К примеру, новость о крупной автомобильной аварии будет относиться к первой категории, а еженедельная статистика автомобильных аварий в городе Москве — ко второй.

Общим для большинства новостей будет их внутренняя структура. Новость об одной аварии или многих будет состоять из совершенно одинаковых частей.

Первой, но не главной составляющей новости будет так называемый слаглайн {англ. — slugline). Согласно "Reuters Style Guide", слаг — это комбинация слов или цифр, появляющаяся первой строчкой любого сообщения, помещенного на ленту. Слаг является индивидуальным идентификатором новости, в течение 24-часового периода не должны появляться два сообщения с одинаковыми слаглайнами.

Слаглайны предназначены для упрощения поиска новостей на лентах или в базе данных и используются последние 50—60 лет.

Разные агентства дают разные указания касательно первого слова в слаглайне. У Reuters это будет идентификатор типа новости (обычные новости, статистика или другое), у Associated Press — первое слово будет обозначать, для утренних или вечерних газет предназначена новость.

Типичный слаглайн в "Интерфаксе" и dpa не содержит служебных пометок и сразу начинается с первой содержательной части — названия страны.

Название страны будет вторым словом, помещаемым в слаглайне у Reuters или АР. После названия страны в слаглайне указываются существительные, характеризующие события, к примеру: ИРЛАНДИЯ-ПОВСТАНЦЫ-ПЕРЕСТРЕЛКА.

Слаглайн обычно содержит от трех до пяти слов, наиболее емко характеризующих ситуацию.

Следующим за слаглайном обязательным элементом новости будет так называемый дейтлаин (Автор вынужден пользоваться варваризмами, так как почти во всех национальных агентствах пользуются одинаковыми заимствованиями для обозначения составных частей новости) (dateline — англ.). В нем кратко сообщается, где и когда происходит событие, а также добавляется имя агентства. К примеру, "Москва, 15 января (Reuters)". Дейтлайны не только позволяют иденти­фицировать, когда и где произошло событие, но и в случае, если газета или канал подписан на несколько информационных агентств и получает их на одном экране, узнать, какое конкретно агентство сообщило новость.

В основном сообщения информационных агентств анонимны, однако некоторые агентства, такие как Associated Press или dpa, позволяют авторам подписывать сообщения, если они являются не новостью, а комментарием или анализом. Некоторые агентства, как, например, Reuters или Bloomberg, сообщают имя автора и его координаты под новостью, для того чтобы у него можно было что-либо уточнить.

Перед дейтлайном находится одна из самых важных частей новости — заголовок, или хедлайн (headline — англ.), как его называют во многих информационных агентствах. Reuters очень просто определяет, что такое заголовок: "это строка сверху новости, которая говорит, о чем идет речь" (Reuters Style Guide (любое издание)).

Информационные агентства очень жестко ограничивают фантазию авторов: заголовок должен быть не длиннее 50—70 знаков. Это ограничение существовало всегда, но раньше не было таким жестким. Дело в том, что, как отмечалось выше, почти все новости сегодня доставляются электронным способом и заголовок должен уместиться в одну экранную строку, так как почти во всех системах доставки новостей пользователи имеют возможность выбирать новость либо по слаглайну, либо по хедлайну. "Многие читатели, просматривая ленту новостей агентства в компьютере, выбирают, использовать новость или нет, исключительно на основании заголовка", — напоминает Reuters своим журналистам (там же).

В условиях, когда новости поставляются в торговые системы, критически важным для агентства становится умение журналиста понять, что действительно важное содержится в но­вости, и вынести это в короткий, емкий заголовок.

Все заголовки являются изъявительными предложениями и начинаются с существительного. В заголовках почти не используется пассивный залог. Русскоязычные "книги стиля" запрещают начинать заголовки с предлогов и цифр. К примеру: "Израильтяне снова обстреляли сектор Газа".

В том случае, если критически важен источник информации, он также должен быть указан в заголовке: "Госдума внесет существенные поправки в бюджет. — Селезнев".

Журналист, пишущий заголовок, всегда находится между двух огней — он не имеет права исказить или утерять смысл новости, но он должен написать короткий изъявительный заголовок. Иногда для этого используются метафоры: вместо "правительство Казахстана" — "Астана", вместо "крупнейшие в России нефтяные компании" — "нефтяные гиганты" и т.п. Однако использование метафор тоже не приветствуется, так как кому-то нефтяная компания может показаться гигантом, а кому-то — карликом.

Самая главная часть новости занимает, как правило, не больше пяти—семи строк. Эта часть начинается с дейтлайна и содержит основное, самое главное сообщение в новости. Этот первый абзац новости называется лидом (от англ. lead).

"В идеале лид должен являться готовым сообщением, снабженным источником информации", — пишет Reuters (там же). Дело в том, что основные клиенты информационного агентства — люди весьма осведомленные. Им достаточно ознакомиться с первым абзацем сообщения, и они поймут, что произошло. Кроме того, что клиенты и так знают много, они еще люди очень занятые, и если они не найдут ничего нового в первом абзаце — они не будут читать дальше. Поэтому лидам в информационном агентстве уделяется особое внимание.

Как известно, все информационные заметки, в газете или в агентстве, строятся по принципу "ножниц" — если взять ножницы и отрезать абзацы новости с конца, то ее основное содержание будет оставаться ясным вплоть до заголовка.

Лиды в таких сообщениях называют "жесткими". "Жесткий" лид сразу сообщает, что, где и когда произошло, а также, откуда это стало известно. Например:

РАО ЕЭС разделят через два года

Москва. 19 мая. ИНТЕРФАКС — Разделение РАО "ЕЭС России" на два общества будет осуществлено через 2—2,5 года, сообщил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф на пресс-конференции в субботу в Москве (Лента экономической информации "Интерфакс".).

В противовес "жестким" лидам, первые абзацы репортажей, комментариев и анализов могут начинаться с "мягкого" лида, который затрагивает общечеловеческий интерес. Такой лид идеален для написания заметок, анализирующих человеческое измерение политических или экономических явлений.

К примеру: "Это был не самый лучший день в жизни канзасского фермера Джо Мейерса. Он проспал и пропустил завтрак, у машины спустило колесо, а когда он все-таки добрался до города, оказалось, что его сберегательный банк разорился (лента Reuters.)".

Лид почти всегда заканчивается ссылкой на источник сообщения. В крайнем случае, если лид получается слишком длинным, источник сообщения указывается во втором абзаце. Это правило настолько жесткое, что новости без указания источника сообщения вообще не ставятся на ленту.

Вслед за лидом журналист должен сообщить подробности, проясняющие то, что было сказано в первом абзаце. Подробности располагаются по мере их значимости, даже если на самом деле они сообщались в другом порядке.

Вернемся к примеру из новости о РАО "ЕЭС":

РАО ЕЭС разделят через два года

Москва. 9 мая. ИНТЕРФАКС — Разделение РАО "ЕЭС России" на два общества будет осуществлено через 2—2,5 года, сообщил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф на пресс-конференции в субботу в Москве.

Г. Греф пояснил, что, согласно плану реформирования электроэнергетики, к 2004 году РАО ЕЭС предлагается разделить на два общества, одно из которых будет держателем пакетов акций генерирующих компаний и АО-энерго, а другое общество — держателем пакетов акций федеральной сетевой компании и системного оператора.

В РАО "ЕЭС России" считают, что такое разделение возможно лишь в 2006 году, однако правительство с этим не согласно, сообщил Г. Греф.

Как видим, в третьем абзаце добавлен уже комментарий самого источника информации о событии. Все комментарии также являются подробностями.

Новость не считается полной, если она не завершается справочной информацией о событии или так называемым "бэкграундом" (от англ. background).

Бэкграунд предназначен для сообщения исторической или статистической информации, которая позволит читателю оценить происшедшее, сравнив его с другими событиями.

Бэкграунды бывают двух видов — статистические или исторические.

К примеру, в новости о РАО "ЕЭС" может оказаться и тот, и другой бэкграунды:

РАО "ЕЭС" является одной из крупнейших энергетических компаний в мире. Ее капитализация превышает $3,2 млрд. РАО "ЕЭС" принадлежат 30 энергогенерирующих станций и более 100 тыс. км. линий электропередач. Котировки акций РАО "ЕЭС" в Россиийской торговой системе составляют $0.113$0,1133.

Программа реструктуризации РАО "ЕЭС" разрабатывалась четырьмя рабочими группами с начала 2001 года. Вариант реструктуризации, разрабатываемый руководством РАО "ЕЭС" России, предполагает выделение генерирующих мощностей и постепенную их приватизацию. Вариант правительства предполагает создание на базе генерирующих мощностей единой компании.

Хочется особенно подчеркнуть, что в стандартной структуре новости нет места для комментария автора. Почему? Традиционные жанры информационного агентства, за исключением жанра комментария и feature, о которых будет речь ниже, полностью исключают возможность выражения личного мнения автора. Это абсолютный закон, продиктованный самой натурой работы информационного агентства. Никто не платит за комментарии, платят за новости. Комментарии только мешают клиентам воспринимать новости.

Нужно отметить, что этот закон настолько имманентен самой работе корреспондента информационного агентства, что случаи попадания личной позиции автора в новость — огромная редкость, которая превращается в раритет усилиями редакторов.

Как отмечалось выше, главное деление жанров новостей проходит на основании того, предназначены ли они для освещения только что происходящих или недавно происшедших событий, или они предназначены для создания регулярных отчетов о явлениях, происходящих постоянно.

К первой категории относится большинство сообщений. Все эти сообщения делятся на три группы по мере обобщения материала — "единичные сообщения", "расширенные сообщения" и "сводные сообщения".

Для того чтобы лучше представить эти жанры, нужно представить их себе по мере появления на ленте, так как все они связаны между собой. Представим себе самый сложный сценарий развития событий, в котором агентство должно проявить себя как можно лучше.

Итак, представим себе, что в 9.00 журналист агентства узнает об отставке правительства. Самое позднее в 9.03—9.05 на ленте выходит "молния".

Молния — самое короткое сообщение в информационном агентстве. Как правило, оно состоит из трех—десяти слов и содержит в себе самое важное, например, "Президент Украины отправил правительство в отставку", и ссылку "пресс-служба Президента". Текст примера недаром набран заглавными буквами, так как именно таким образом поступают информационные агентства. Крупнейшие мировые агентства редко пишут "молнии" — они стараются не нервировать клиентов, и поэтому молния на ленте может появиться только тогда, когда действительно случилось что-нибудь сверхважное.

Сообщения типа "молния" могут быть продиктованы любым корреспондентом, но выпускаются почти всегда главным выпускающим редактором. Молнии появляются только в том случае, если агентство на сто процентов уверено в источнике информации или успело проверить новость из других источников.

Не более чем через пять минут, скажем в 9.07, на ленте должно появиться срочное сообщение (иногда в российских информационных агентствах его называют "экспресс"). Фактически срочное сообщение состоит из слаглайна, заголовка и лида. Это сообщение включает в себя одно-два предложения, содержащие саму новость, ссылку и немного подробностей к новости — где, когда и при каких обстоятельствах.

В нашем случае оно точно бы содержало расширенную ссылку на источник: "Сообщается в пресс-релизе управления общественных связей администрации президента" и сообщало бы дополнительные подробности: "По словам президента, приведенным в пресс-релизе, правительство отправлено в отставку из-за неспособности продолжать реформы экономики".

Поводов для появления срочной новости очень много. Это могут быть как политические события, внутренние и международные, так и наиболее важные события в области экономики. Крупные катастрофы и происшествия, если они случаются внутри страны или интересны всему миру, тоже сообщаются экспрессом. Как правило, результаты спортивных соревнований также являются поводом для срочной новости.

Такие регулярные события, как публикация данных государственных комитетов по статистике, публикация результатов работы крупнейших коммерческих предприятий за год или квартал, также являются поводом для написания срочной новости.

Необходимо отметить, что срочное сообщение не появляется на ленте одиночно, оно всегда позже публикуется с подробностями или, как говорят в агентствах, в расширенном виде.

По мере того как журналисты собирают подробности на основную тему, выпускаются либо отдельные срочные новости, либо редактор выпускает "расширенные версии" основной новости. К примеру, в 9.15 на ленте появляется первая расширенная версия, в которой сообщается, что президент уже определил дату утверждения нового правительства в парламенте.

Расширенная версия — это не что иное, как срочная новость с добавленными по мере поступления подробностями. Причем во всех агентствах существует правило — слаглайн, за­головок и лид первой версии ("срочной новости") не меняется, а все новое на эту же тему добавляется ниже. Выпускающий редактор добавляет цифру версии в конец слаглайна (к примеру, Украина—правительство—отставка-2) и пометку под заголовком (к примеру: расширенная версия, добавлен срок утверждения правительства).

Всего расширенных версий должно быть не более пяти. Последняя версия представляет из себя обзор, который в нашем случае вышел бы к 9.30. Как правило, обзор не содержит какой-либо дополнительной информации, кроме той, которая уже была опубликована в срочных новостях. Цель обзора — ясно изложить то, что стало известно агентству о событии. Обзоры готовятся обычно редакторами, без участия корреспондента. Объем обзора ограничен стандартами агентств в 35—40 строк.

К расширенным новостям относятся и поправки — сообщения о замеченных неточностях в предыдущих версиях новостей. Поправки бывают двух видов. Либо это короткое сообщение с просьбой не пользоваться новостью до тех пор, пока не будут выяснены уточняющие подробности. Такие поправки в англоязычных агентствах называются "kill", в русской традиции — аннулированием. АР рекомендует своим корреспондентам в случае, если они обнаружили серьезную ошибку и не могут сразу ее исправить, моментально отменять новость (См.: АР. The Libel Manual (любое издание)). Если сразу же удалось выяснить, что было неправильно, выпускается поправка, которая полностью дублирует предыдущую новость, кроме неверного параграфа, который излагает в правильной редакции. Под заголовком делается пометка, что это исправленная версия, и уточняется, где и что исправлено и в чем агентство ошиблось.

Около 11.00 на ленте должно появиться первое обобщение. Обобщение — один из самых сложных жанров в агентстве. Здесь редакторы агентства могут продемонстрировать свое ис­кусство. Обобщение строится по всем законам жанра новостей, неизменного с 1861 года — времен гражданской войны в США (Тогда корреспонденты АР впервые стали диктовать новости по принципу "ножниц"). Обобщение, как и первый обзор, не содержит никакой дополнительной информации, однако излагает событие не в порядке поступления дополнительной информации, а по закону "перевернутой пирамиды". То есть в начале сообщается суть новости, а ближе к его концу подаются подробности, по мере их значимости, — в нашем случае, обстоятельства отставки правительства, комментарии членов правительства, сообщение о том, кто временно будет исполнять функции председателя правительства, сообщение о парламентской процедуре утверждения правительства, международная реакция и т.п. То есть обобщение — это и есть готовый информационный продукт, предлагаемый вечерним газетам, теле- и радиостанциям. Обобщение уже готово к выходу на полосу газеты или в эфир.

После первого обобщения на ленте появляются как отдельные срочные новости, так и обзоры. Второе обобщение готовится, как правило, к 16.00 — времени подготовки вечерних теленовостей и к 19.00—20.00, когда готовятся утренние газеты и вечерние новости.

Перечисленные выше сообщения создают основной поток новостей. Однако существуют еще формы "дополнительных" новостей. Во-первых, при различных политических и экономических катаклизмах на ленте появляется анализ происходящего. Анализ относится к типу "персонализированных" сообщений. Все сообщения этого типа публикуются под именем написавшего и содержат его взгляд на вещи. Как правило, такие новости на внутреннюю тему пишутся очень опытным редактором, мнение которого представляет несомненный интерес для подписчиков. Если говорить конкретно об анализе, его цель — объяснить подписчикам, не все из которых являются политическими или экономическими экспертами, что происходит на самом деле, поставить происшедшее в определенный смысловой ряд, а также прогнозировать дальнейшее развитие событий. Анализ по объему не должен превышать 60 строк, иначе новость станет неудобочитаемой.

К разряду аналитической информации может также относиться и "портрет" определенного политика, написанный хорошо знакомым с его биографией журналистом. Портреты обычно не занимают более 30 строк и составляются по общему образцу. Вначале кратко рассказывается о том, что представляет из себя определенный политик, его политическая ориентация и самые известные поступки. Потом излагается его биография, где заостряются наиболее существенные, с точки зре­ния журналиста, моменты деятельности политика. В последнее время портрет стал обычным жанром, и на всех важнейших политиков по всему миру у агентств есть готовые портреты, с тем чтобы оперативно представить их читателю.

Аналитические новости часто дополняются документацией. Документация — это прошедшие минимальную обработку факты, предоставляемые читателю для того, чтобы он сам смог сделать вывод из происшедшего. Как правило, при политических или экономических событиях в качестве документации используют неотредактированные выдержки из речей важных политиков. К примеру, после отставки правительства это будут выдержки из речи президента, в которой он объяснит необходимость этого шага. В качестве документации могут быть использованы выдержки из документов, договоров или законов, так или иначе связанных с освещаемой темой.

Как правило, важные и сложные политические события также снабжаются дополнительными справочными сведениями. Справочные сведения бывают нескольких типов. Во-первых, это может быть объяснение правовой ситуации, связанной с определенными событиями. То есть если бы Президент РФ подписал закон о реституции, несмотря на его собственные замечания к нему, то в качестве справочных сведений к основной новости выступило бы разъяснение российской Конституции, что после преодоления права вето Президент обязан подписать закон такого рода. Нужно отметить, что справочная информация пишется только в том случае, если событие дей­ствительно важное и о нем написано больше одной новости.

Другой вид справочной информации — это хронология, то есть предыстория события, изложенная в хронологическом порядке. В том же случае с законом о реституции, в хронологии рассказывалась бы вся история этого вопроса, начиная со времен второй мировой войны. Все справочные материалы готовятся редакторами, а такие материалы, как хронология, готовятся заранее и хранятся в базе данных агентства. Объем справочных материалов, в принципе, ограничен 60 строками, но чаще всего редакторам хватает 30—45 строк.

Некоторые агентства, поставляющие новости на терминалы, как, например, Reuters, выпускают еще один вид справочной информации: индекс новостей, вышедших на главную тему, где перечисляются заголовки новостей и время их выхода на ленту. Система Reuters позволяет двойным нажатием клавиши перейти к интересующей новости.

Кроме этих основных жанров, около трети содержания ленты новостей составляют жанры второго типа — отчеты о регулярно происходящих событиях.

Прежде всего — это статистическая информация — ежемесячные данные комитетов статистики по инфляции, ВВП, безработице и т.п., сводки государственных органов о про­исшествиях и т.п. Законы этого жанра просты: сообщения состоят из тех же частей, что и обычные новости, однако начинаются они всегда одинаково — с самой важной цифры. То есть каждый месяц данные об инфляции располагаются в совершенно одинаковом порядке. Иногда в новости, для большей наглядности, вставляются табличные данные, но они всегда предваряются не только заголовком, но и обычным текстовым лидом.

Отдельным жанром статистической информации являются так называемые "новости компаний". Основной объект таких заметок — предприятия, акции которых котируются на бир­жах. Такие заметки должны содержать всю информацию, необходимую владельцу акций или их потенциальному покупателю, в каком состоянии находится предприятие. Обыкновенно такие "новости компаний" появляются регулярно — раз в месяц, квартал или раз в год, в зависимости от того, какая система отчета принята на предприятии. Как правило, такие новости начинаются с показателя чистой прибыли компании, потом публикуются дополнительные данные бухгалтер­ского баланса и производственные показатели. Конец новости всегда сопровождается справочной информацией о предприятии.

Еще один жанр — это обзор ситуации на биржах. Заголовок таких новостей обычно содержит сообщение о главном изменении на рынке, а в качестве подробностей приводятся мнения участников рынка о причинах роста или падения цен на акции или товары. В конце таких сообщений помещаются последние цены на основные биржевые товары.

Есть на ленте агентств жанр новостей, напоминающий газетный: это "feature" (фичер). В переводе с американского английского — это "главная статья номера в газете" и одновременно "гвоздь программы". Бывший главный редактор dpa Бениршке объяснял суть этого жанра: "Темы, которые не обязательно имеют актуальный повод, но обязательно написаны легкой рукой". Специалист по коммуникации Е. Майер так видит жанр "feature": "Если в репортаже должна быть отражена конкретная судьба, без обобщений, то в "feature" отражаются общие процессы или явления, показанные на конкретном примере" (Цит. по: Meyer-Boele. Journalismus von Heute. 1991). "Feature" не обязательно привязан к определенному информационному поводу. Новость этого жанра может совмещать в себе и анализ, и такой жанр, как очерк, и определенные элементы репортажа. "Feature" пишется как на политические, так и на "смешанные темы" — культура, наука или история. Все новости этого жанра подписываются и публикуются газетами, как правило, в оригинальном виде. Лид в "feature", в отличие от всех сообщений агентства, может быть похожим на начало газетной статьи. Корреспонденты агентства регулярно пишут материалы этого жанра, и такие агентства, как dpa и АР, издают их отдельными пакетами или предлагают подписчикам главной ленты.

Еще одним жанром, похожим на газетный, является жанр интервью. Отметим, что жанр интервью в агентстве имеет свои особенности: во-первых, интервью никогда не появляется на ленте отдельно. Обычно все интервью оформляются в новости и излагаются в непрямой речи. Только особенно яркие выражения или определения, носящие сугубо личную окраску, оформляются как цитаты. Во-вторых, интервью целиком является одним из видов документации, о которой речь шла выше. Как правило, они совмещаются с такой документацией и продаются отдельно. В-третьих, сам интервьюер не выражает собственную точку зрения в своих вопросах: он просто просит рассказать о самых важных моментах, интересующих публику. Хотя, нужно оговориться, сам выбор вопросов носит на себе некий характер индивидуальности.

Регулярно по утрам агентства предлагают своим клиентам обзоры прессы. Обычно агентство получает макеты еще не вышедших газет для того, чтобы более оперативно их обрабатывать. Обзоры прессы в некоторых агентствах оформляются как отдельные новости, а в некоторых, как например, в Reuters, — отдельным блоком.

После перечисления всех жанров новостей, ежедневно появляющихся на ленте агентства, вполне резонно задать вопрос: как же подписчики ориентируются в этом потоке информации, каким образом они могут планировать свои собственные информационные материалы? Для этого сразу после важного события, которое, по мнению редакторов агентства, станет "темой дня", на ленте появляется так называемая диспозиция. В российских информационных агентствах в насто­ящее время такой жанр не практикуется, в то время как в западной журналистике его используют уже несколько лет. В слаглайне типичной диспозиции пишутся ключевые слова всех новостей по этой теме, например, "УкраинаПравительствоОтставка" и добавляется "Диспозиция". В текстовой части сообщается, что "агентство планирует следующие материалы: ...", и сообщается характер новости (Обзор, Обобщение, Портрет и т.д.), ее примерный объем и время появления на ленте. Существуют также утренние диспозиции, в которых сообщается, на какие основные темы агентство собирается делать акценты в своей работе на день. Конечно, диспозиции не являются жесткими, и поэтому, если в течение дня случается что-либо сверхважное, по этому поводу появляется особая диспозиция.

Кроме того, почти все информационные агентства с утра выпускают план событий на день, где в хронологическом порядке излагаются ожидаемые мероприятия. Такие материалы составляют технические сотрудники, готовящие внутренние планы работы информационного агентства.

 

Изменения в системе жанров

 

Система жанров в информационном агентстве не является статичной. Здесь, как и везде, жанры рождаются и умирают. Причем не всегда это происходит постепенно.

В 1980-е годы проводится дерегуляция валютных рынков, отменяется "золотой стандарт", жестко связывающий объем эмитированных американских долларов к золотым резервам США, и валютный рынок переживает второе рождение. Либерализация торговли валютой вызвала к жизни торговые системы, первой из которых, как отмечалось, была система Reuters. Вместе с ростом интереса к валютным рынкам появился жанр обзора рынка. Позже, в середине 1980-х, этот жанр новостей использовался информационными агентствами для описания фондовых рынков.

Такие жанры новостей, как обобщения, также получили развитие сравнительно недавно — в 1960—1970-х годах, когда ленты сообщений информационных агентств приняли современный вид и, что самое главное, объем. До этого времени минуты не играли такой значительной роли, и поэтому сообщения выходили уже готовыми — без всяких "молний" и "экспрессов".

Технические новшества также изменили и требования к написанию имен и цифр. Еще в 1960-х годах почти все агентства дважды повторяли цифры и имена, упоминавшиеся в новости. Делалось это из-за ненадежности телетайпной связи. С переходом на новую технологию необходимость дублирования отпала сама собой.

Интересным также будет более свежий пример из российской действительности — в конце 1994 года в России происходит резкий рост фондового рынка. Появляются акции предприятий, которые можно было бы купить и, что удивительно, так же быстро продать. Рынок становится более ликвидным, что привлекает на него все новые и новые финансовые средства. В ноябре 1994 года "Интерфакс" совместно с рядом финансовых институтов создает дочернее предприятие — "Агентство финансовой информации", одной из главных задач которого было создание новостей компаний — жанра, до сих пор почти неведомого агентству. Через год агентство было способно предоставлять существенный поток таких новостей по основным компаниям, сегодня "Интерфакс" публикует ежедневно сотни новостей этого типа, освещая деятельность нескольких тысяч предприятий.

Яркий пример быстрой смерти жанра новостей — тоже из новой российской истории. Многие помнят типичные колонки новостей советских газет: короткие, не содержащие смысла сообщения о том, как одни товарищи в конструктивной обстановке встречались с другими товарищами, обсуждали текущую ситуацию и принимали важные решения. Основным поставщиком таких сообщений было Телеграфное агентство Советского Союза, которое было уполномочено сообщать официальную информацию. Жанр таких сообщений называется "офи­циальный отчет", и, несмотря на свой почтенный возраст, он умер быстро, даже на ленте ТАСС, которое в январе 1992 года было переименовано в Информационное телеграфное агентство России.

Самое непосредственное влияние на жанры новостей в информационном агентстве имеют редакторы. Именно им приходится ежедневно сталкиваться с новостями, которые так или иначе не соответствуют принятым в агентстве стандартам. Если агентство отказывается от определенного жанра новостей — именно редакторы будут исполнять это решение, если агент­ство решит ввести новый жанр — редакторы будут первыми, кто начнет его разрабатывать.

Почти во всех информационных агентствах и журналисты и редакторы подписывают новости служебными знаками — для того, чтобы можно было сразу сказать, кто написал новость. Сначала ставится подпись корреспондента, потом редактора, а иногда и выпускающего редактора. Если новость будет непонятно написана или в ней обнаружится ошибка — самая большая ответственность ляжет на того, чья подпись последняя. Поэтому редакторы — одни из наиболее квалифицированных сотрудников агентства, определяющие стиль всех его продуктов.

Все же редакторы редко сами вводят новшества, тем более новые жанры.

Главными источниками новых жанров, как это ни парадоксально, являются отделы, непосредственно с журналистикой не связанные, — это отделы продаж. Именно в отделах продаж постоянно изучается рынок информационных продуктов, находятся свободные ниши, изыскивается к ним подход. Самый простой вариант — снижение цены на продукцию по отношению к конкурентам — является, конечно, самым действенным. Однако после демпинговых войн 1970—1980-х годов крупнейшие агентства исчерпали возможности снижения цен. Та же ситуация наблюдается и в России. И тогда конкуренция приводит к тому, что уже никто не уверен в своей аудитории, все находятся в постоянном поиске новых клиентов.

Особенная удача — найти совершенно новую аудиторию, которой можно предложить целую серию продуктов. Примером такой удачи можно назвать опыт российского информационного агентства "Росбизнесконсалтинг". Пять лет назад имя этого агентства было известно немногим. Оно специализировалось на финансовых новостях и продавало их через электронную доску объявлений, так как другие средства доставки новостей были слишком для него дороги. После кризиса 1998 года, когда казалось, что экономические новости продавать уже некому, агентство делает бесплатными большую часть новостей на своем веб-сайте. И вмиг становится очень по­пулярным у интернет-аудитории, которая в России пока еще состоит в основном из служащих государственных и частных компаний. Позже агентство расширило пакет услуг, предоставляемых пользователям сайта, и стало снова брать с них деньги. И клиенты готовы были их платить. Сейчас агентство "Росбизнесконсалтинг" является одним из основных игроков на рынке финансово-экономической информации, полностью его изменив тем, что сделало экономические новости общедоступными.

Влияние аудитории на жанры новостей, да и на судьбу агентства отлично иллюстрирует пример американского информационного агентства United Press International. UPI основал в 1907 году издатель популярных американских газет Эдвард Скрипс в противовес Associated Press, услугами которого могли пользоваться лишь избранные газеты. Агентство ориентировалось на популярные газеты, переживавшие тогда время своего подъема. Талантливые редакторы смогли выработать ясный и доступный стиль, который сильно повлиял на современные жанры новостей. Кроме того, агентство начало использовать жанр "feature". Агентство стало собирать и публиковать новости, представляющие "общечеловеческий" интерес, которые завоевали любовь местных газет и принесли агентству популярность. Агентство более 70 лет занимало достойное место среди участников "большой четверки" информационных агентств: АР, Reuters и Agence France Presse. Однако в 1980-х годах оказалось, что UPI, когда-то придумавшее так много нового и заставившее всех остальных приспособиться к этому, не смогло вовремя измениться и научиться делать эко­номические ленты для новых клиентов. И в 1990-е агентство не смогло выдержать конкуренции. "Большая четверка" превратилась в "большую тройку".

Общий объем мирового рынка новостей и экономической информации в настоящее время превышает 6 млрд долларов (согласно исследованиям американской компании Waters Information Services Inc). Прогнозы говорят об устойчивом росте этого рынка в ближайшие годы, в основном благодаря привлечению новых клиентов из разных секторов экономики. Это значит, что в бли­жайшее время информационные агентства, всегда умевшие отвечать вызовам времени, создадут новые, более качественные продукты, а мы станем свидетелями рождения новых жанров новостей. Хочется надеяться, что среди их создателей будут сегодняшние студенты и аспиранты факультетов журналистики российских вузов.

 

Литература

 

1. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 1999.

2. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.

3. История печати. Сб. статей. М., 2001.

4. Каппон Р. Слово, или как профессионально писать для Ассошиейтед Пресс. ТАСС, 1982.

5. Как мы пишем новости. Интерфакс, 2000.

6. Воскобойников Я.С. Юрьев В.К. Журналист и информация. Опыт западной прессы. М., 1993.

7. Reuters Style Guide. London, 1995.

8. Goldstein N. The Associated Press Stylebook and Libel Manual. New York, 1993.

9. Fenby J. The International News Services. New York, 1986.

10. Les Agences De Presse Internationales. Paris, 1997.

11. Wilke J. Bernhard Rosenberger. Die Nachricnhtenmacher. Koln, 1991.

12. Meyer-Boele. Journalismus von Heute. 1991.

13. Berg К., Kiefer M. Massenkommunikation. 1992.

14. Benirschke H. 40 Jahre Deutsche Presseagentur GmbH. Hamburg, 1989.

15. Briging Kontinents: dpa. Hamburg, 1997.

16. www.ap.org

17. www.dpa.de

18. www.reuters.com

19. www.itar-tass.com

20. www.interfax.ru

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти