Youtube Twitter Вконтакте

8-495-6450707

Телецентр "Останкино"
ул. Академика Королева, д.12
E-mail: 6450707@bk.ru

music box 2

Старова О. "СМИ как источник агрессии"

 Наименование дисциплины: Коммуникативная личность журналиста

Направление подготовки: 032700 Филология

Профильная  направленность: Филологическое обеспечение массовой коммуникации

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Автор: к.фил.н., ст.преподаватель кафедры общей и прикладной филологии Д.Л.Карпов.

 

 

 

 

1.  Целями освоения дисциплины «Коммуникативная личность журналиста» являются:

·         Познакомить студентов с профессией журналиста.

·         Дать представления об основных видах деятельности журналиста (репортаж, публицистика, аналитика, тележурналистика и пр.)

·         Помочь овладеть коммуникативными основами журналистской деятельности (подготовка материала, концепция материала, работа в различных публицистических жанрах).

·         Познакомить с основами журналистской этики.

 

 

 

 

2. Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части цикла М2 (Профессиональный цикл).

 «Коммуникативная личность журналиста» - курс, входящий в цикл дисциплин, знакомящих магистрантов с основными видами деятельности журналиста. Курс направлен на знакомство студентов с основными разновидностями деятельности журналиста и формирование у студента коммуникативного образа журналиста, что позволит эффективно использовать полученные теоретические знания в практической деятельности. Непосредственно связан с овладением компетенций, лежащих в основе деятельности журналиста.

Курс «Коммуникативная личность журналиста» непосредственно связан с такими курсами, как «Современная массовая коммуникация»,  «Спичрайтинг», «Деловой иностранный язык», «Язык в современном обществе», «Деловая коммуникация», «Деятельность пресс-служб», «Основы речевого воздействия».

Данная учебная дисциплина входит в систему курсов по выбору, имеющих целью ознакомить студента с возможностями применения своих знаний в современном мире. В ходе изучения этой дисциплины студент приобретает компетенции, необходимые в профессиональной деятельности. От освоения данного курса зависит профессиональная подготовка магистра, его конкурентоспособность на современном рынке труда.

 

 

 

 

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

основные виды деятельности журналиста, основные публицистические жанры, свойства личности журналиста, этические основы работы журналиста;

 

Уметь:

 работать в основных журналистских жанрах, отбирать материал для публикаций, собирать информацию, создавать концепцию информационного материала, создавать аналитические материалы, редактировать информационный материал;

 

Владеть:

             основными методами и журналистской деятельности, представлением о работе журналиста и редакции периодического издания.

 

 

 

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет  2  зачетные единицы,  72  часа.

 

 

 

5. Содержание дисциплины:

 

№ п/п

                                          Раздел дисциплины

1

Личность журналиста.

2

Жанровое разнообразие деятельности журналиста.

3

Этические основы работы журналиста.

 

 

 

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

а) основная литература:

1.    Коханова Л.А., Калмыков А.А. Основы теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» – М.ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 536 с. – (Серия «медиаобразование»)

2.    Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2004.

3.    Олешко В. Журналистика как творчество. М, 2003.

 

б) дополнительная литература:

  1. Агзамов Ф.И. Журналистское исследование активности личности. Казань, 1989.
  2. Андреева А. Методика преподавания психологии журналистики и проблемы современной журналистики// Информационное пространство Тюменской области. Вып. 2. Тюмень, 2003.
  3. Андреева А. Попытка реконструкции журналистской картины мира: итоги анкетирования участников медиа-семинара - 2003// Информационное пространство Тюменской области. Вып. 2. Тюмень, 2003.
  4. Антонова В. Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988.
  5. Аракелов Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ. 1995. №4. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004.
  6. Бухарцев Р. Творческий потенциал журналиста. М, 1985.
  7. Вартанов А. Ужасы - наша профессия //Журналист. 2006. № 1. Введение в психологию/ Под ред. Петровского. М., 1996.
  8. Виноградова С. Слагаемые журналистской профессии// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.
  9. Волкова И., Клименко В., Сафрзьян Л. Имидж политических лидеров в СМИ// Мир России. 1997. № 3.
  10. Горохов В. Идентификация PR в сфере информационной деятельности// Вестник МГУ. 2004. №3.
  11. Гусаров Р. Журналистика и стресс// Журналист. 2006. Март.
  12. Дзялошинский И. Манипулятивные технологии в масс-медиа// Вестник МГУ. 2005. №№1-2.
  13. Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996.
  14. Дзялошинский И. Творческая индивидуальность в журналистике. М.,1984.
  15. Дзялошинский И., Никитин М. Деловые игры в журналистском коллективе. М., 1990.
  16. Дзялошинский И., Дзялошинская М. Журналистское сообщество в оценках журналистов// Вестник МГУ. 2005. №5.
  17. Засурский Я. Российская журналистика: профессия и судьба// Кафедра. 1995. № 10.
  18. Зиновьева Н. Информационная культура личности. Краснодар, 1996.
  19. Карамышева К проблеме изменения менталитета и принципов деятельности при переходе к информационному обществу// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже 21 века. Уфа, 1997.
  20. Климов Е. О феномене профессиональной относительности образа мира// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. 1995. № 1.
  21. Коноваленко М. Искажение информации как фактор манипулирования общественным мнением// Пресс-служба. 2005. №1.
  22. Коновченко С., Киселев А. Информационная политика в России. М.: РАГС, 2004.
  23. Корнилов А. Классификация социокультурных моделей журналистики// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 1999. № 1.
  24. Крикунов Ю. Творчество журналиста как процесс// Печать, телевидение и радиовещание Казахстана. Алма-Ата, 1998.
  25. Кузин В. Психология журналистики: Программа курса и методические указания. СПб.: СПбГУ, 2000.
  26. Кузнецов М., Цыкунов И. Психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. М.: РИП-холдинг. 2002.
  27. Куприн О. Какой журналист нужен 21 веку?// Журналистика и Медиарынок. 2006. № 1.
  28. Кустарев А. Конкуренция и конфликт в журналистике// Pro et contra. 2000. № 4.
  29. Лебедев В. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.
  30. Лепский В. Проблемы информационно-психологической безопасности// Психологический журнал. 1996. Т.17. № 3.
  31. Лозовский Б. Образ журналиста в восприятии молодого читателя// Журналистика развитого социализма. Свердловск, 1983.
  32. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  33. Массовая коммуникация в современной России: Сб. науч. ст. М.: Издательство РАГС, 2003.
  34. Маркелов К. Самоактуализация журналиста: Развитие профессиональной мотивации// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 1994. № 5.
  35. Матвеева Л., Аникеева Т. Образ телепередачи как психологический фактор, влияющий на эффективность телекоммуникации// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. 2000. № 1.
  36. Мельник Г. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2006.
  37. Мельник Г. Психология профессионального общения в журналистике. Ч.1, СПб., 2001.
  38. Менжук В. Проблемы психологии журналистского творчества// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 1994. № 5.
  39. Митина Л. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии. 1997. № 4.
  40. Нанешвили В. Исследование восприятия ведущих телевизионных программ молодежной аудиторией// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. 1995. № 3.
  41. Науменко Т. Массовое сознание и журналистика// Credo. 2000. № 3.
  42. Науменко Т. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 2002. Вып. 1 (2).
  43. Никитаев В. Пресса и журналистика в рамках культуры// Вопросы философии. 1998. № 2.
  44. Новиков А. Россия: между Фрейдом и Юнгом: психоанализ масс-медиа// Журналист. 1995. №8.
  45. Олешко В. Социожурналистика. Екатеринбург, 1996.
  46. Павликова И. Современная журналистика: Профессия в условиях гражданского и информационного общества// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 2001. № 1.
  47. Погожина И., Панкратова А. Экспериментальное исследование влияния личностных особенностей коммуникатора на убежденность аргументации// Вестник МГУ. 2005. №4.
  48. Проблемы медиапсихологии. Сб. М., 2002.
  49. Пронин Е. Информация и этика// Вестник МГУ. 2004. № 1.
  50. Пронин Е. Психологические проблемы современной журналистики// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 2001. № 3.
  51. Пронин Е., Пронина Е. Антиномия - 2000 (NET-мышление как публичная субъективность и как массовая установка)// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. 2001. № 1.
  52. Прохоров Е. Массовое сознание как предмет социологического исследования// Вестник МГУ. 2004. № 1.
  53. Пряжников Н. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального личностного самоопределения. Метод. пособие. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
  54. Психология творчества. М., 1990.
  55. Реснянская Л. Возможен ли диалог? // Вестник МГУ. 2005. № 1.
  56. Свитич Л., Ширяева А. Портрет российского журналиста в динамике// Вестник МГУ. 2005. № 2.
  57. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
  58. Смирнов С. О предмете “Психология журналистского творчества”// Журналист. Пресса. Аудитория. Л., 1986. Вып. 3.
  59. Старова О. СМИ как источник агрессии// Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 2.
  60. Судас Л. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М.,1996.
  61. Терин В. Основные направления исследования теории массовых коммуникаций// Социологические исследования. 1997. № 11.
  62. Ученова В. Творческие горизонты журналистики М.,1976.
  63. Фонарев А. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала// Мир психологии. 2001. № 2.
  64. Фролова Т. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ// Вестник МГУ. 2005. №1.
  65. Чемякин Ю. Ценностные приоритеты журналистской профессии// ФАКС. 1999. №12.
  66. Чудновская Коммуникативные стратегии на пороге 21 века// Вестник Моск. ун-та. Социология и политология. 1999. № 3.
  67. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
  68. Шостак М. “Роли” и “маски” репортера// Журналист. 1998. № 11/12.

 

 

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.    Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/

2.    Русский филологический портал. – Режим доступа: http://www.philology.ru/

3.    Научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru

4.    ЖурналистПРО. – Режим доступа: http://www.journalist-pro.com/2007/10/21/lid__sinopsis_dajjdezhst_annotacija_ili_soprovoditelnoe_pismo_kompiljat_na_temu_webzhurnalistiki.html

5.    Портал Журналиста – Режим доступа: http://journ-port.at.ua/

6.    Психология на русском языке. – Режим доступа: http://www.psychology.ru

7.    МедиАрт. – Режим досупа: www.mediart.ru

8.    Библиотека Центра экстремальной журналистики. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/

9.        Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text8/49.htm

10.    Есин Б.И. История русской журналистики. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/boris_ivanovich_esin/istoriya_russkoyi_jurnalistiki_1703_1917/read_online.html?page=1

11.    Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Ovsep/_Index.php

12.    Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text17/0001.htm

 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти