Youtube Twitter Вконтакте

8-495-6450707

Телецентр "Останкино"
ул. Академика Королева, д.12
E-mail: 6450707@bk.ru

music box 2

Романовский И.И. "Без права на дубль. Записки режиссера телевидения"

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возглас удивления, прозвучавший 9 мая 1911 года под сводами лаборатории Б.Розинга в стенах Петербургского Политехнического института, можно назвать криком «новорожденного»: самые первые «телезрители» не могли скрыть своего потрясения от увиденной на экране человеческой ладони. «Человечество, приветствовавшее появление одиннадцатой музы, было очаровано ее умением сиюминутно воссоздавать реально протекающую на наших глазах жизнь»1. Пророческими оказались слова великого Сергея Эйзенштейна о "киномаге телевидения", который "будет пересылать миллионам слушателей и зрителей свою художественную интерпретацию события в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним"2. Телевидение изначально рождалось как часть жизни, элемент реального времени и пространства, и только уже потом приобрело функции копирования или отражения.

За свою почти что вековую историю телевидение претерпело немало изменений. Динамика развития телевизионного вещания, начинавшегося с ламповых приемников и трубочных телекамер в 40-50-х годах, поражает своей на-пористостью. Мир не успевает оглянуться, как уже 16-мм киноформат (сначала «немой», а потом и синхронный; сначала на черно-белом, а потом и цветном экране) становится основным носителем репортажных съемок 60-х. На рубеже 70-х всю отечественную телеиндустрию поглощает видеозапись. Стандарты съемочной техники и носителей записи меняются один за другим, становясь качественнее, мобильнее. Во всех разработках мастеров инженерной мысли четко прослеживалось, прежде всего, желание получить наивысшее качество изображения - качество без ограничений и условностей восприятия на расстоянии. Именно так, например, появилось ТВЧ (телевещание высокой четкости), использующее стандарт не менее 1125 строк, вме-

1 А. Вартанов. Грустная сага о прямом эфире // Культура. 2000. 13-19 июля. С.4

2 С.Эйзенштейн. Диккенс, Гриффит и мы // Собр.соч. в 6 т. - М.: Мысль, 1964. Т. 5. С.23.

4

сто традиционных 525- и 625-строчных стандартов. Постоянно шла борьба и за упрощение технологий, и за их удешевление. Благодаря этим жестким требованиям рынка совершенствовался аналоговый стандарт (BETACAM-SP), разработан и уже широко внедряется цифровой (DV).

Однако в последние годы, отвечая потребностям аудитории, все чаще среди других магистральных направлений развития телевизионной коммуникации на первое место выходит еще один ключевой критерий: повышение оперативности в доставке информации. По образному выражению С.Муратова, современное телевидение «...это мир уничтоженных расстояний. Планетарное зрение человечества. Его земношарый слух»3. Новые технологические разработки спутниковых систем передачи изображения на большие расстояния сегодня стали своеобразным мерилом прогресса телеиндустрии, а прямой эфир - одним из наиболее востребованных зрительской аудиторией (наряду с художественно-постановочными проектами: кино- и видеофильмами, сериалами, музыкальными и другими развлекательными программами) и профессиональной практикой (особенно в информационном вещании) способов телевизионного журналистского творчества4. Излишне говорить о том влиянии, которое могут оказывать на общество программы прямого эфира, посвященные самым актуальным политическим и социальным проблемам.

Вместе с тем в последнее время со стороны руководства телевизионных каналов обнаруживаются определенные тенденции к замене прямого эфира записью, ставшие зачастую следствием неудовлетворенности менеджеров воплощением таких проектов, профессиональным уровнем подготовки журналистов прямого эфира, сценарным и режиссерским исполнением. Очевидно и отсутствие какого-либо внимания теоретиков, ученых, телекритиков к этому

3 Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). -М.: Логос, 2001. С.З.

4 Как свидетельствует статистика, уже в течение долгих лет информационные программы, идущие в прямом эфире, остаются одной из самых рейтинговых позиций отечественного телевидения, а количество интерактивных проектов (одного из видов прямого эфира) за десятилетие с 1991 по 2001 год на ведущих московских каналах выросло в 10 раз, объем вещания (часы) - в 4,5 раза. Такой рост является следствием популярность прямого эфира у телеаудитории (См. об этом: Поберез-никова Е.В. Формула взаимодействия: Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения, ч.1. -М., 2002. С. 5-9.)

5

направлению телевизионного вещания. Как результат- недостаток методик, который ощущается как в практической сфере (примеры тому можно найти в ежедневном вещании), так и на этапе профессиональной подготовки по программе специализации на кафедрах телевидения и радио факультетов и отделений журналистики российских университетов. Вызывает серьезную озабоченность и отсутствие должной правовой базы и в деятельности журналистов в прямом эфире, и в ее оценке, что нередко приводит к острым общественно-политическим конфликтам. Вот почему более углубленное рассмотрение в данном диссертационном исследовании всего комплекса вопросов, связанных с самим понятием прямого эфира, призвано положить начало разрешению названных проблем, придавая работе особую актуальность.

Рассматривая прямой эфир в качестве основного объекта данного исследования, мы подразумеваем, что это акт телевизионной коммуникации, содержащий непосредственную звуко-зрительную информацию о происходящем событии или действии в фазах появления, передачи и получения, в той или иной степени осуществленный по инициативе и при участии субъектов журналистского творчества. Таким образом, можно вести речь о специфическом комплексе параметров:

- творческих (виды, формы и жанры вещания);

- профессионально-личностных (ведущий, режиссер, оператор, интервьюируемый и др.);

- творческо-технологических (приемы, методики, планирование, программирование);

- психологических (напряжение, стресс, поликонтактность);

- социологических (интерактивность, исследование аудитории);

- технических (специализированное студийное и внестудийное оборудование, мобильные и спутниковые средства связи для передачи звуковых и видеосигналов).

Вместе они составляют особую среду профессионального (творческого, технологического, технического, психологического) взаимодействия, резуль-

6

татом которого является осуществление телевизионного вещания в прямом эфире.

В качестве предмета диссертационного исследования автор рассматривает особенности функционирования телевизионного журналиста в этой среде: специфику решения творческих задач (в самом широком видовом и жанровом спектре), своеобразие выработки и реализации особых профессиональных навыков и личностно-психологических качеств (общего и индивидуального характера), сложность управления и взаимодействия с остальными участниками процесса и т.д. Наиболее эффективная и оптимальная деятельность журналиста в этом смысле и определяется автором данного исследования как технология творчества.

В качестве исследовательской базы предмета изучения выбрана как обобщенная журналистская практика на федеральном отечественном телеэкране, так и собственный обширный телевизионный опыт. Именно поэтому в качестве примера конкретных творческих проектов и технико-технологических схем автор диссертационного исследования среди прочих детально рассматривает собственные авторские работы, выходившие в прямой эфир на каналах государственных телерадиокомпаний «Сахалин» в Южно-Сахалинске (1987-1995г.г.), а также «Петербург- 5-ый канал» (1996-1998г.г.) и «Невский канал» (2002 г.) в Санкт-Петербурге.

Следует подчеркнуть, что на Сахалине, где автор в течение 7 лет работал заместителем генерального директора ГТРК по телевидению, впервые в практике отечественного регионального вещания был реализован целый ряд международных телемостов, имеющих тесную органическую связь с технологией работы над проектами прямого эфира. В этом направлении автору исследования довелось приобрести самый разнообразный и уникальный опыт журналистской деятельности. Это навело на мысль о выделении в структуре диссертационного исследования целой главы, посвященной технологии журналистского творчества в процессе работы над телемостом.

7

Объект и предмет исследования обуславливают цель и задачу диссертационной работы. Попытка дать объективную картину складывающейся технологии журналистского творчества в области прямого телевизионного вещания, выяснить его характер и специфику; объединив теоретический и практический материал по изучаемому вопросу, провести их анализ и синтезировать (сформулировать) для журналистской практики новые, то есть ранее не существовавшие, научно-методические рекомендации практического характера является главной целью данного исследования.

Принципиально важно вместе с тем создать прецедент научно-практического рассмотрения всего комплекса технологических параметров прямого телевизионного вещания как особого способа журналистского творчества, существующего в структуре дополнительных (вновь введенных) жанрово-типологических и технологически обусловленных характеристик оп-line-направления и предполагающего, как уже было сказано ранее, специфические профессиональные требования, реализуемые через особые приемы и навыки.

Для достижения поставленных в исследовании целей необходимо решить следующие методологические и практические задачи:

- сформулировать определение понятия прямого эфира;

- рассмотреть прямой эфир в различных аспектах (включая исторический);

- особое внимание уделить жанровым структурам, реализуемым сегодня на телевизионном экране только или преимущественно в прямом эфире;

- проанализировать спектр основных функциональных задач, выполняемых сегодня журналистами в телевизионном процессе в рамках форматов прямого эфира;

- конкретизировать отличия в процессе подготовки программ прямого эфира от обычного (завершенного, то есть в записи) вещания;

8

- на примере телемостов более детально рассмотреть различные аспекты творческих и технологических вопросов, с которыми в процессе телевизионного производства может сталкиваться журналист.

Знакомство с состоянием научной разработки исследуемой в диссертации проблематики обнаруживает, что она, как уже было сказано выше, до сих пор не являлась предметом специального изучения журналистской науки и критики. В целом ряде работ, в большей степени адресованных к творческо-технологической составляющей и ставших основой теоретико-методологической базы данной диссертации, тема прямого эфира не выделена в самостоятельный объект исследований, упоминается как технологический параметр и служит лишь сопутствующим аспектом при рассмотрении актуальных вопросов информационного вещания, современного состояния телевизионной публицистики, технологии журналистского мастерства, его психологических составляющих и т.д.5

Вместе с тем совершенно определенно можно сказать, что наблюдается общая тенденция смещения акцентов анализа также в сторону изучения аспектов политизации и коммерциализации телевидения как наиболее мощного элемента рынка СМИ постперестроечной России и самого значимого инструмента мотивированного (а прежде - идеологического) воздействия на современную аудиторию вплоть до манипулирования ее сознанием (Т.З.Адамьянц, Р.А.Борецкий, М.А.Ведяшкин В.В.Егоров, И.И.Засурский, С.А.Муратов и др.)

5 Актуальные проблемы журналистики / Под ред. проф. Я.Н.Засурского. - М., 1997; Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987; Бережная М.А. Телевизионный ведущий в контактной передаче: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1989; Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1984; Искусство разговаривать и получать информацию/Под.ред. Б.НЛозовского - М., 1993.; Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985; Леонтьева В.М. Объяснение в любви. Записки диктора Центрального телевидения. - М.: Молодая гвардия, 1989; Романовский И.И. Без права на дубль: Записки режиссера телевидения. - М., 1986; Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике, ч.1. - СПб., 2001; Муратов С.А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. - М.: Искусство, 1983; Осип-ский В.Г. Телевизионная публицистика. - СПб.: СПбГУ, 1992; Рукавишников Л.А. Обратная связь. - СПб., 1995; Телевизионная мозаика. Вып.2 / Сб.статей под общей редакцией Я.Н.Засурского. - М., МГУ, 1999; Человек в кадре: Материалы научно-практической конференции. - М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1990; Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. - М., 1990 и др.

9

Значительную группу работ составили исследования, рассматривающие становление отечественного и зарубежного телевидения и укрепления его технической базы. Эта тематика представлена в исследовании в виде исторического экскурса, в своем контексте учитывающего конкретные социально-политические факторы, включая формирование российского демократического общества на рубеже 90-х годов (С.А.Муратов, Э.Г.Багиров, И.М.Дзялошинский, Г.Н.Вачнадзе, В.В.Егоров, А.Я.Юровский, И.И.Засурский, В.Л.Цвик, Р.А.Борецкий, А.Вартанов и др.) К числу наиболее значимых работ, позволивших автору диссертации в рамках изучаемого круга вопросов проводить анализ функционального взаимодействия прямых (в том числе, интерактивных) форм телевизионного вещания с различными элементами структуры социально-политических и экономических связей современного российского общества, можно отнести исследования Т.З.Адамьянц, С.Б.Брацыло, И.М.Дзялошинского, В.В.Егорова, И.И.Засурского, С.Г.Корконосенко, Г.В.Кузнецова, Е.В.Поберезниковой, В.А.Сидорова и др. В диссертационном исследовании также использованы труды Б.Д.Гаймаковой, С.А.Муратова, Г.С.Мельник, С.Н.Ильченко, И.Атватера и др., позволившие более детально формулировать целый комплекс психологических составляющих практических рекомендаций для работы в прямом эфире.

К сожалению, ликвидация в 1992 году профессионального издания «Телевидение и радиовещание» серьезно сказалась на количестве специальных публикаций по проблемам ТВ и, в частности, по прямому эфиру. Оставшийся в одиночестве «Журналист», обращавшийся к этой проблематике ранее более регулярно, в последнее время продолжает размещать на своих страницах заслуживающие внимания статьи телекритиков А.Вартанова, А.Тертычного и И.Петровской (последний автор активно публикуется и в «Известиях»), анализирующих современную практику телевизионного вещания, ее тенденции и проблемы.

Суммируя общее впечатление в связи с рассмотрением основных разделов привлеченной теоретико-методологической базы по вопросам прямого теле-

10

визионного вещания и его творческого журналистского инструментария, мы можем констатировать следующее: примеры, приводимые исследователями из практической деятельности телевизионных журналистов и являющиеся объектом осмысления, главным образом, имеют заимствованный характер; следствием этого стал их преимущественно описательный подход (даже в тех случаях, когда на страницах публикации основное место отводится интервью, например, с тележурналистом или телеведущим). За небольшим исключением (например, А.Вартанова), это лишает выводы, сделанные теоретиками, возможностей субъективного (то есть, на основе собственной практики) компонента, позволяющего переходить к глубокой детализации (в том числе и технологической) творческого процесса в интересах научных обобщений, конкретизации, формулирования практических рекомендаций в сфере теории и практики журналистского творчества в телевизионных проектах прямого эфира. Разрешение этого противоречия путем привлечения на страницы данного диссертационного исследования (в большинстве случаев впервые) большого пласта практического журналистского материала, проведения необходимого функционального многокомпонентного анализа различных аспектов сложившейся технологии работы журналистов в «живом» эфире, позволяющего синтезировать необходимые умозаключения и обобщения, и как результат — формулировать основные положения концепции методологии журналистского творчества прямого телевизионного вещания, как раз и определяют научную новизну работы.

Практическая ценность исследования заключается в выработке целого комплекса характеристик и рекомендаций, имеющих непосредственное отношение к технологии журналистского творчества в проектах прямого эфира. Знакомство молодых журналистов с результатами данной работы поможет им полнее понять специфику этого вида вещания, повысить эффективность и качество собственного участия в подобных проектах, а также точнее определить для себя конкретные функциональные задачи, направленные на достижение максимально положительного творческого результата.

11

Структуру диссертации определяют цель и задачи исследования. Во введении обосновывается актуальность темы и состояние ее научной разработки, определены цель и задачи, объект и предмет исследования. Первая глава, где наряду с кратким обзором истории развития отечественного телевидения и осмыслением его природных характеристик, приводятся некоторые современные примеры особого социально-политического функционирования прямого вещания, выполняет экспозиционную роль. Вторая глава посвящена уже более детальному рассмотрению типологизации проектов прямого эфира и их жанровым характеристикам. В третьей главе подробно анализируется технология творчества - приемы журналистской работы в прямом эфире - и формулируются практические рекомендации. Четвертая глава полностью посвящена телемосту как одному из наиболее трудоемких в творческом и технологическом отношениях жанров прямого телевизионного вещания.

Апробацией работы стали выступления на научно-практических конференциях с публикацией тезисов и статей:

- На повестке дня: межрегиональное вещание (по следам проекта ГТРК «Петербург - 5 канал» - «Телестанция «Моя Россия» // Невский наблюдатель. 1998. №1.

- Прямой эфир на телевидении: специфика работы журналиста /Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практ. конф. факта журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. 27-28 апреля 2000 года. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

- Прямой эфир на ТВ - актуальный инструмент журналистского творчества /Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практ. конф. фак-та журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. 25-26 апреля 2001 года. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

- Прямой эфир в информационном вещании на телевидении /Средства массовой информации в современном мире. Сб-к материалов межвузовской научно-практ. конф. под ред. В.И.Конькова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.

12

- Трижды рожденный прямой эфир /Электронные СМИ: современное состояние и развитие. Научно-практ. конф. кафедры журналистики СПбГУП 29-30 ноября 2001 г. - СПб, 2002.

- Телемост 90-х годов - типология жанра и технология производства /Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. 23-24 апреля 2003 года. - СПб.: Изд-во «Роза мира».

В настоящее время факультетом журналистики СПбГУ готовится к изданию методическое пособие по различным аспектам технологии журналистского творчества в прямом эфире, в основу которого положены материалы третьей и четвертой глав исследования.

Интересные результаты получены после завершения программы экспериментального специального семинара «Прямой эфир на телевидении - актуальный инструмент журналистского творчества» для студентов 3-4-х курсов факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, специализирующихся в области телевидения и радио.

13

Глава 1. Основные концепции и эволюция прямого эфира

на телевидении

1.1. Прямой эфир как природная основа телевидения

Приступая к углубленному рассмотрению самого широкого спектра составляющих, характеризующих прямой эфир не только как особую творче-ско-технологическую среду существования и развития журналисткой практики, но и как базовый параметр, дающий определение основным признакам телевидения как средства коммуникативного и информационного функционирования, необходимо сформулировать наиболее точное и полное его определение. Начнем с уточнения самого термина.

В научной и специальной литературе, касающейся телевизионной проблематики, чаще встречается употребление термина «прямой эфир» (А.Я.Юровский, С.А.Муратов, Г.В.Кузнецов, Е.В.Поберезникова, С.Б.Брацыло, В.Л.Цвик, А.Вартанов и другие). Вместе с тем ряд авторов (в том числе и уже упомянутые) изредка прибегают к использованию слова «живой» для определения того же вида телевизионного вещания (Г.В.Кузнецов, А.Я.Юровский, В.Саппак и другие). На взгляд автора данного исследования, обе версии имеют право на существование. Можно сказать, что А.Я.Юровский поставил между ними знак равенства: «Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т.е. в настоящем времени»6.

Вместе с тем более глубокий этимологический анализ слов «живой» и «прямой» позволяет сделать следующий вывод: первое точнее характеризует момент вещания, осуществляемого непосредственно в эфир из АСК (аппа-ратно-студийного комплекса студии) с участием ведущего или без него, второе - внестудийную трансляцию какого-либо события, корреспондентского

6 Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное /Редколлегия: Г.В.Кузнецов, ВЛ.Цвик. А.Я.Юровский. - М: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002. С.29.

14

включения и т.д., избранных журналистом в качестве одного из способов передачи информации аудитории7. Другими словами, прямой эфир обязательно будет живым, а вот живой - прямым может и не быть (в том смысле этого слова, которое нами определено), если его содержание составляет, например, воспроизведение заранее подготовленной видеозаписи. Различие в семантике терминов столь незначительно, что в дальнейшем во избежание излишних сложностей в тексте данного диссертационного исследования будет использоваться только один термин - прямой эфир. Тем более, что именно он точнее характеризует интересующий автора творческий, а не технологический аспект.

Приступая к выработке определения, построенного на обобщении истинной сути и специфики прямого эфира, прежде всего, с сожалением должны констатировать, что не только в научной, но и учебной литературе по телевизионной журналистике подобной всеобъемлющей формулировки никто из исследователей не предложил. В большинстве уже вышеперечисленных работ прямой эфир упоминается, главным образом, в трех аспектах: средство повышения оперативности в доставке аудитории актуальной телевизионной информации; технологическая составляющая телевизионных проектов, рассчитанных на интерактивность; специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики.

На наш взгляд, прямой эфир на телевидении это заблаговременно спланированное и реализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудитории социально-значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения (оригинального или комбинированного - шумы, музыка, синхронное или закадровое речевое озвучание), осуществленное одновременно (непосредственно) с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную структуру (передача, программа) и коммуникативную деятельность ве-

7 Сравните: «В тот самый момент, когда ведущий программы находился в живом эфире, на режиссерском пульте раздался телефонный звонок...» и «Поскольку губернатор должен был срочно улетать, было решено выйти в прямой эфир прямо из здания аэропорта...»

15

дущего. Показ (трансляция) осуществляется исключительно специальными съемочными и вещательными телевизионными комплексами (включая космические спутники и радиорелейную связь), находящимися в собственности средств массовой информации (или арендованными), которые обладают действующими государственными лицензиями установленного образца, а также необходимым творческим и техническим персоналом. С целью обеспечения требуемых юридических регламентов, а также в интересах решения творческих или программных задач (например, создание видеоархива, планирование повтора), в процессе проведения прямого эфира возможно фиксирование его содержания на накопителе (запись на видеоленту, диск и т.д.): на промежуточном этапе - запись видео и звукового сигнала на базе трансляционного комплекса, на конечном - запись трансляции непосредственно на выходе в эфир. В последующем данные записи могут быть подвергнуты монтажу с целью создания программного продукта нового качества8.

В рамках телевизионных проектов разных жанров во время прямого эфира могут быть протранслированы изображение и звуковое сопровождение не одного, а нескольких событий, происходящих одновременно на разных площадках, являющихся элементами единой сценарной структуры (в том числе и с участием ведущих или гостей), а также заранее заснятые и смонтированные материалы (хроника, видеосюжеты и т.д.), так или иначе связанные с транслируемым событием (предметом, темой эфира). В связи с этим характер содержания прямого эфира можно определять не только как репортажный (ретранслирующий), но и документально, публицистически или художественно постановочный (многокомпонентно и тематически организованный).

8 Может быть произведена запись и эфирного сигнала (в стандарте VHS, например, с телевизионного приемника). И хотя из-за своего пониженного качества эта запись малоперспективпа с точки зрения дальнейшего использования в программном производстве, тем не менее, она обладает интересной особенностью: фактически, это зафиксированный полный цикл прямого эфира, включая элементы программной верстки канала, дизайн графического оформления, рекламные блоки и т.д. Дело в том, что, становясь частью сетки вещания канала, программа прямого эфира приобретает дополнительные оттенки, отличающие ее от непосредственной трансляции. Именно поэтому ощущения от эфирного просмотра программы несколько отличаются от доэфирного. Точно такой же эффект можно наблюдать даже на записанных программах, что объясняет желание их авторов после студийного просмотра обязательно увидеть свое детище во время эфирного показа.

16

Парадоксальность всего сказанного выше заключается в том, что именно так или почти так 50-60 лет тому назад характеризовалось в целом само понятие «телевидения». И происходит это потому, что в технологии, структуре, условиях производства прямого эфира наиболее точно отражаются все самые главные черты телевидения в целом как великого изобретения 20-ого столетия, как самого совершенного (полноценного) средства передачи информации на расстояние.

На взгляд автора исследования, понятие прямого эфира в значении телевизионного репортажа оригинально может быть развито с помощью тезисов, формулирующих его как сверхрепортаж (Р.Д.Копылова), то есть совокупность различных передач и программ, выходящих в эфир на одном канале в течение всего вещательного дня. Еще раньше эта мысль была высказана Э.Багировым: «Вещательная программа в совокупности всех своих элементов разворачивается не в условном, а в безусловном настоящем: ее время совпадает со зрительским»9. «Время программы и время зрителя представляют собой параллельные и предельно сближенные ряды. Это сближение исторического настоящего, воплощаемого программой, и «личного» настоящего человека у экрана: их сопряжение и обуславливает специфику телевизионной репрезентации настоящего»10.

Необычность такой трактовки прямого эфира тем не менее также вписывается в рамки введенного автором исследования понятия. И хотя она уводит угол рассмотрения прямого эфира за рамки типологических характеристик конкретных жанров, как станет ясно из дальнейшего анализа его отдельных параметров (непосредственность восприятия, полноценность и т.д.), совпадения очевидны: телевизионная программа как совокупность передач обладает всеми теми же коммуникативными свойствами, что и ее отдельные компоненты, а совпадение эфирного и телезрительского времени, как мы увидим даль-

9 Багиров Э. Очерки теории телевидения. - М.. 1978. С 42.

10 Копылова Р.Д. Диалогическая природа телевидения (От театра к телевизионному зрелищу): Автореф. дис... д-ра.филол. наук. - Л., 1988.С.32.

17

ше, является одним из основных параметрообразующих факторов прямого эфира.

На самом деле, анализируя природу телевидения, большинство исследователей, как бы «случайно», все время мыслят категориями прямого эфира. Подсознательно приравнивая общие признаки телевидения и специфические особенности прямого эфира, исследователи как бы признают природную связь этих двух понятий. В самом последнем издании ставшего уже классическим учебного пособия по теории и практике телевизионной журналистики А.Юровского, Р.Борецкого, Г.ВКузнецова и др. проводится сравнение телевидения (а по сути, признаков прямого эфира) с определяющими параметрами радиовещания, театра и кинематографа. Автор данного исследования считает весьма спорным (и даже непонятным) такое игнорирование понятия прямого эфира как самостоятельной категории, которая с успехом могла бы занять свое место в разделе видов телевизионного вещания11.

Для более точного изучения основных параметров именно прямого эфира необходимо провести их сравнительный анализ с характеристиками уже упомянутых средства массовой информации (радиовещания) и видов искусства (театра и кино), взяв за основу ключевые элементы функционирования в системе коммуникативных процессов. Кроме того, будет справедливым включить сюда и Интернет, приобретающий с каждым годом все большее значение в системе средств массовой коммуникации, но почему-то упорно выпадающий из поля зрения исследователей. Это тем более странно, если принять во внимание, что его признаки как средства массовой информации с каждым годом все более и более углубляясь совсем скоро могут поставить глобальную сеть в один ряд со всей прессой.

Для анализа параметров прямого эфира определим четыре основных направления:

- способ передачи информации;

" Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия: Г.В.Кузнецов, ВЛ.Цвик. А.Я.Юровский. - М.: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002. С. 15-29.

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти